Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Профилактика зависимостей у подростков
«Не воспитывайте детей – все равно
они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
английская пословица.
Многие родители не понимают, почему дети их не слушаются, ведут себя не так, как они бы этого хотели. И забывают, что именно они являются образцом для подражания для своего ребенка!
Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.
Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:
В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину. Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.
При курении у подростков сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва ,никотин повышает внутриглазное давление
Алкоголизация подростков
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.
Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза. В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения.
Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, принятием спиртного.
При употреблении алкоголя у подростков развивается цирроз печени, возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением,снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства: грубость, недоверчивость, вспыльчивость
Наркомания
С каждым днем в процесс потребления наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет).
Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.
Одним из факторов подростковой наркомании является неумение справляться с жизненными трудностями.
Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца.
У подростков утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома . Затем появляется раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта.
Интернет зависимость
Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.
И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.
У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.
У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:
Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.
Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.
Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Обратитесь к школьному психологу, врачу из поликлиники.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.
Здоровье наших детей – в наших делах
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.
Итак, что такое «Здоровье»?
Вот что говорят об этом некоторые известные личности:
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И. Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т. Фролов).
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация Здравоохранения)
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов. И говорят, что на здоровье влияют:
Как вы думаете, что является главным показателем здоровья? Продолжительность жизни человека! Ведь там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.
Марк Твен сказал однажды: «Господь сделал ошибку, не предусмотрев для человека запасных частей». Но у человеческого организма огромные резервы, поэтому он может жить гораздо дольше, чем сейчас.
По утверждению Всемирной организации здравоохранения, возраст до 45 лет считается молодым, 45-59 лет - зрелым, 60-74 года - пожилым, 75-89 лет - старческим, а людей, достигших 90 лет, называют долгожителями. Любопытно, что 88-летние мужчины в Стране восходящего солнца - Японии, считаются людьми не старческого возраста, а «возраста спелого риса».
Что же такое здоровый образ жизни, от которого зависит наша жизнь?
Если подумать, то получится, что наше здоровье наполовину зависит от нас, нашего образа жизни! Ведь это замечательно!
Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы ученых, правда, не являются для большинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.
Выделяют основных 4 компонента здоровья, взаимодействие которых и является основой здоровой личности:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
- Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Сейчас практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет до 90% детей уже обременены «букетом» хронических болезней!
Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса и стрессовые воздействия во время обучения, несоблюдение режима дня и гигиенических требований, психологический климат в семье, неправильное питание, а также развитие сотовой связи и всеобщая компьютеризация.
По данным отечественных исследователей, к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Итак, остановимся подробнее на каждом пункте.
Вредные привычки.
Привычка – это вторая натура. В каждом человеке есть полезные привычки и вредные. Каковы же причины появления вредных привычек? Для учащихся 5-7 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение наших детей. Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам: дети пробуют курить. Пить. У многих это впоследствии перерождается в привычку. Самое важное в этот период – постараться воспитать в детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других. Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и соблазнительным предложениям сверстников.
Рациональное питание.
Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов, особенно в зимнее время.
Двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Известно, что школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Учащимся 10–13 лет рекомендуется спать до 9-10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Установлено, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, можно использовать оттенки зелёного. Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника. Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время. Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания. В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье можно воспитать поистине здоровое потомство.
Есть еще 2 новых, современных фактора, которые очень сильно влияют на здоровье детей – компьютер и мобильный телефон. Некто сказал: «Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!» Итак, давайте попробуем выяснить как же компьютер влияет на здоровье наших детей.
Влияние компьютера.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?
- сидячее положение в течение длительного времени;
- электромагнитное излучение;
- перегрузка суставов кистей рук;
- повышенная нагрузка на зрение;
- стресс при потере информации.
Влияние сотового телефона.
Последние несколько десятилетий бурное развитие цифровых технологий привело к сотовой эпидемии, поразившей весь земной шар! Сегодня «мобильник» есть у каждого, его не использует только ленивый.
Вы, возможно, уже много слышали, сколько проблем и вреда может принести эта маленькая вещь.
Одной из самых главных причин, по которой обычно родители покупают своим детям сотовые телефоны – безопасность. Если у них с собой есть сотовый телефон, то намного проще следить за ними и знать, что они в безопасности. Дополнительно, во многих сотовых телефонах для детей имеется встроенное устройство с функцией GPS (глобальная система навигации и определения положения). Это функция поможет родителям определить местонахождение ребёнка.
Споры о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека бушуют уже 10 лет. В последнее время в странах северной Европы появились исследования. Результаты этих работ указывают на рост числа раковых опухолей головного мозга у тех людей, которые, по крайней мере, в течение 10 лет использовали мобильные телефоны и много по ним разговаривали. Примечательно, что опухоль возникает с той стороны головы, где пациент, как правило, держал у уха телефон. Почему же излучение телефонного аппарата может привести к подобным заболеваниям? Оказывается электромагнитное излучение причиняет вред на молекулярном уровне, т.е. нарушается структура ДНК. Повреждения ДНК могут вести к заболеваниям и, если повреждены половые клетки, рождению неполноценных детей. Одна клетка с нарушениями структуры ДНК может дать начало доброкачественной или злокачественной опухоли.
Германские исследователи из Фрайбурга обнаружили еще один изъян сотовых телефонов - во время работы они повышают артериальное давление человека.
Специалисты Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений подготовили доклад «Дети и мобильные телефоны: под угрозой здоровье будущих поколений». Вот дословная цитата: «У детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям, повышение эпилептической готовности.
Как обезопасить себя и своего ребенка?
Вот несколько простых правил, знание которых позволит Вам минимизировать воздействие телефона:
- Предельно ограничивать себя в использовании мобильного телефона, уменьшите длительность звонка.
- Не носить мобильные телефоны и в карманах или на ремне включенными.
- Не пользоваться сотовым телефоном в автомобиле, лифте и других закрытых металлических пространствах.
- Крайне не рекомендуется пользоваться телефоном, когда индикатор его заряда составляет одну черту.
Если соблюдать эти рекомендации, думаю, многих проблем мы сможем избежать.
Формы совместного отдыха детей и родителей:
Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, который включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.
«Самовоспитание – важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности»
«Человек есть лишь то,
что он сам из себя делает»
Ж.П. Сартр
Самовоспитание - планомерная работа над собой, направленная на формирование положительных качеств, необходимых для активной деятельности и жизни в обществе, на преодоление отрицательных качеств, если они имеются.
Под самовоспитанием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:
Основные возрастные ступени развития самовоспитания
ранний юношеский возраст
Методы самовоспитания
Занятия по самовоспитанию:
(музыка, спорт)
А.С. Макаренко говорил, что с самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения. Важным средством самовоспитания ребёнка является пример яркого литературного героя. Жизнь замечательных людей показывает, как они вели борьбу со своими собственными недостатками. Дети должны знать некоторые способы и приёмы воздействия на себя. Такими способами могут быть:
самовнушение, самоубеждение и упражнения.
Самовнушение – это такое воздействие на самого себя, которое осуществляется при помощи слова. Слова самовнушения рекомендуется произносить от своего имени в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени, например: «Я не курю».
Самоубеждение – это доказательство самому себе истинности или ложности определённого положения, правильности или неправильности своего поступка, отношения к кому – либо или чему – либо. Упражнения - это повторение поступков и действий, направленное на формирование определённого стиля поведения. Л.Н. Толстой рекомендовал разоблачать собственную лень и безволие. Это можно сделать в форме внутреннего самоубеждения: «Я увиливаю от работы потому, что одолела лень» Стыдно, а ещё хвастаю, что я сильный». «Я должен работать» «За дело!». Если у сына или дочери план намеченных упражнений не выполняется, они могут сами себя наказывать. Например, лишать себя удовольствия посещать кино в течение недели, месяца, отказаться от участия в играх и т. д. Если же намеченная ими программа выполняется успешно, они могут поощрять себя внеочередным посещением кино, театра и т. п. Вспомните Гулю Королёву, главную героиню книги Елены Ильиной "Четвёртая высота". Она преодолевала свои "высоты" благодаря своему упорству и силе воли. Если ей не давался предмет в школе, она учила материал, кропотливо разбиралась в темах предмета. "Работа над собой, -пишет А.И, Кочетов, -требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент".
Программа саморазвития К.Д. Ушинского:
не то, что случится.
Если ребенка критикуют, он учится обвинять.
Если к ребенку относятся враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится доверию.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Если ребенок живет в атмосфере признания и дружбы, он учится находить любовь в мире
Классный руководитель 6 класса
И.Л. Снитко
Тема 1: «Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Психолого-педагогические знания о педагогическом взаимодействии школы и семьи в воспитании учащихся 14-15 лет
1.1. Сущность педагогического взаимодействия школы и семьи в воспитании
1.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Глава II. Взаимодействие современной семьи и школы в воспитании учащихся
2.1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей
Заключение
Введение
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить.
Важное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
В настоящее время школа стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодёжи. Она также располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания.
Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.
Особенно важно осуществлять взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания подростков, так как на этом этапе получения образования идёт процесс самоопределения, формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные блага, становление активной гражданской позиции. Это наиболее опасное время, когда труднее протекает анатомо-физиологическое развитие, когда ребёнок может быть подвержен любому негативному влиянию, может потерять контакт как с родителями, так и с образовательным учреждением, что способно привести к различным отклонениям в развитии личности.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной мной темы – взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся 14-15 лет.
Целью исследования является установление основных направлений педагогического взаимодействия в воспитании учащихся 14-15 лет.
Объектом выступает взаимодействие семьи и школы в воспитании подростков.
Предметом исследования являются способы педагогического взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования:
а) метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
б) метод индукции;
в) метод классификации;
г) метод сравнения.
Глава I. Психолого-педагогические знания о педагогическом взаимодействии школы и семьи в воспитании учащихся.
1.1. Сущность педагогического взаимодействия школы и семьи в воспитании.
При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные периоды жизни человека: так, например, в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения. Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять и дополнять их воспитательную деятельность.
Таким образом, педагогическое воздействие на воспитание учеников в семье происходит за счёт оказания школой помощи родителям. Как образовательное учреждение школа играет важную роль в проводимой воспитательной работе, так как на неё возлагаются основные задачи по формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, и это доказывает необходимость совместной работы между школой и семьёй.
Школа определяет направление семейного воспитания, осуществляет контроль над ним, просвещает родителей педагогически, тем самым развивая их воспитательный потенциал. Обе стороны должны приложить максимум усилий к обеспечению благотворного влияния на ребёнка, чтобы избежать разного рода отклонений в его развитии.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным лишь тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Так же, как и учителя, каждые отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания учителя, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его особенностей, развитии способностей, преодолении негативных стремлений и проявлений в поведении, формировании ценностных жизненных ориентиров.
1.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей как форма взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
Просвещение родителей является способом взаимодействия семьи и школы, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса. С помощью просвещения работники школы готовят из родителей «коллег», способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.
Просвещение – это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации. Задачей организаторов просвещения является подбор актуальной информации, а правом слушателей – решение, что с этой информацией делать, поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей, а не читать им лекции. Именно с этой целью и существует предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.
Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, медицинским и т.д.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребёнка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего это – обмен педагогическим опытом. Также необходимо отметить, что педагогическое просвещение обусловлено зависимостью от возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. Ещё одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей, поэтому, если школа заинтересована в семье как в компетентном партнёре, именно педагогическое просвещение родителей является самым лучшим способом повысить их педагогическую компетентность.
В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов: в данном случае участники более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя, и это обязанность школы, то заниматься просвещением – это право: не в каждой школе это делается, и не все родители в нем нуждаются.
Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование учительского сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Это сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения.
Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.
Основные принципы педагогического просвещения родителей:
1) принцип гуманистических взаимоотношений учитель-родитель и родитель-ученик: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, творческих началах;
2) принцип учёта индивидуальных особенностей субъектов для организации просвещения по определённым группам проблем: таким образом осуществляется повышение актуальности педагогического просвещения в глазах участников;
3) принцип сообразности просвещения всему периоду обучения ребёнка: оно должно носить не просто актуальный, а опережающий характер ввиду негативных явлений, характерных для современного общества;
4) принцип дифференциации родителей: индивидуального темп продвижения слушателей в освоении учебного материала;
5) принцип сочетания репродуктивного и творческого начал: как уже отмечалось выше, главная задача педагога – помочь родителю сотворить свою концепцию семейного воспитания, анализируя свою ситуацию и индивидуальные особенности ребёнка, а не заучить уже добытые кем-то знания;
6) принцип совместной работы педагогического коллектива в просвещении: работа с родителями может послужить средством объединения разных учительских сообществ, а также средством развития самого коллектива.
В самом общем виде целью педагогического просвещения или обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Родительская позиция – это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка и выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним.
Оптимальная родительская позиция должна быть:
Глава II. Взаимодействие современной семьи и школы в воспитании учащихся 14-15 лет.
2.1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Как и любое обучение психолого-педагогическое просвещение целесообразно проводить путём проектирования образовательной программы.
Построение такой программы начинается с анализа ситуации: компетентность родителей выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса: анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить слабые места, требующие совместной работы. Причём здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей.
Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики:
При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:
Далее следует составление программы психолого-педагогического просвещения родителей, которая, как и всякая образовательная программа, должна иметь определенные показатели результативности. На основании диагностики определяется типология родителей, которая, во-первых, важна для характеристики образовательного пространства школы: насколько общий уровень педагогической культуры родителей может способствовать развитию детей в процессе их жизнедеятельности. Во-вторых, для дифференциации взрослых при проектировании содержания просвещения и форм его проведения. В-третьих, для выявления наиболее активных родителей, которые могут стать помощниками школы в организации просвещения. Типология родителей определяется по двум показателям: уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия с детьми.
На основе данных диагностики составляется содержание программы просвещения. В нём отражается тематика занятий, характеристика участников и ведущих, определяется ресурсная база и способы отслеживания результативности.
Немаловажное значение отводится и выбору форм психолого-педагогического просвещения. На этом этапе следует ориентироваться на два фактора: соответствие выбранной формы «духу времени» и содержанию.
В настоящее время всё больший интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные, когда участники не просто «впитывают» определённые знания, но и в процессе общения (обсуждения) конструируют новую модель (действий, отношений и т.д.). Особенно популярными сегодня (с подачи телевидения) стали различные ток-шоу, построенные на реальных жизненных историях, развивая которые, участники с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. В процессе обсуждения участники получают массу полезной информации не только от специалистов, но и друг от друга.
Говоря о соответствии формы и содержания, важно обратить внимание на то, что, в силу занятости родителей, иногда более эффективно представить актуальную информацию в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, которую посетит незначительная часть родителей. Порой именно такая форма просвещения стимулирует участие родителей в дальнейших мероприятиях.
Наиболее часто используемые формы организации психолого-педагогического просвещения родителей:
Школьные родительские собрания проводятся по параллелям один раз в год. На них обсуждаются вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и итогами работы школы.
Классные родительские собрания проводятся один раз в месяц, при этом лучше, если день для каждой параллели заранее определён. На них обсуждаются задачи и планирование учебно-воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, рассматриваются актуальные педагогические проблемы. Для успешного проведения родительского собрания, установления доброжелательного климата на нём классным руководителям рекомендуется учитывать следующие правила проведения родительских собраний:
Можно рекомендовать, например, следующую тематику родительских собраний в старших классах:
14-15 лет
Классный руководитель определяет тему собрания посредством анализа воспитательной работы в классе, анкетированием или опросом. Желательно использовать при проведении родительских собраний интерактивные формы работы: дискуссии, ролевые игры, защиту мини-проектов и др.
Лекции – одна из самых распространённых форм организации педагогического просвещения, но лишь 22% родителей находят её эффективной. Данная форма хороша на начальном этапе как вводная часть, как способ привлечения внимания слушателей либо как заключение той или иной темы, с выводами и обобщением. Необходимо тщательно выбирать лекторов, так как иногда скучное (монотонное или наукообразное изложение на языке, непонятном родителям) отталкивает даже тех слушателей, которые явно стремились пополнить свои знания.
Семинары предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В основе лежит не навязывание «правильной» позиции родителям, а рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу.
Главным достоинством такой формы является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов (администрации школы) и родителей. Сложность в организации семинаров с родителями заключается в том, что от педагогического коллектива (если на семинаре присутствует не один педагог или не тот педагог, который работает с классом) требуется высокий уровень профессиональной согласованности и такой стиль общения, который не «задавит» родителей своей авторитарностью.
Эта форма предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникающей ситуации.
Примеры вопросов на обсуждение:
Обсуждение должно быть сосредоточено на выявлении, какое поведение в данной ситуации может быть оптимальным для всех участников и почему. Во время практикума учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания (предлагают ли они наказывать детей или прощать, намерены ли обратиться к посторонним или попытаются решать проблему самостоятельно?). Иными словами, подобная форма работы с родителями служит хорошим вариантом диагностики уровня их педагогической компетентности. Кроме того, коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций может позитивно сказаться и на взаимоотношениях родителей между собой: при возникновении конфликтов среди одноклассников родители будут представлять себе, что стоит за тем или иным поведением друзей их ребёнка; как относится семья к тому или иному поступку ребёнка; с каким родителем можно решить вопрос мирно, а с какой лучше не вступать в конфликт.
Педагогический практикум позволяет в мягкой форме обсуждать те или иные конфликтные ситуации, которые возникают (или могут возникнуть) в школе. Не секрет, что, не найдя понимания у администрации, некоторые родители обращаются в вышестоящие инстанции с жалобами на руководство школы. Однако подобных эксцессов можно избежать, если вовремя отработать оптимальную модель взаимодействия, «разыграть» те или иные варианты действий и проанализировать их последствия. Педагогический практикум позволяет рассматривать ситуацию с разных сторон – не только с педагогической, но и с юридической, выявлять пробелы в правовых знаниях родителей или учителей. Это послужит основой для построения образовательной программы для правового просвещения родителей.
Дискуссия – это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье, как-то: спор, определение позитивных точек зрения на поставленный вопрос.
При обсуждении тем, касающихся и родителей и школьников, целесообразно приглашать на такие диспуты и детей – их мнение часто бывает достаточно компетентным (молодёжная мода, проблемы наркомании, выбор профессии). Несмотря на кажущуюся простоту данной формы, её использование чревато рождением конфликтов, так как не все участники дискуссии способны к этичному изложению своей позиции. В этом-то и заключено определённое противоречие: с одной стороны, тема диспута должна быть явно дискуссионной, а с другой – столкновение позиций в принципиальных вопросах способно не сблизить стороны, а, напротив, разобщить их.
При выборе темы диспута лучше брать за основу проблемы глобального характера (например, переход на 12-летнее обучение или обсуждение региональной программы развития образования), тогда разногласия не будут носить личностный оттенок.
Главное отличие диспута от семинара в том, что результатом обсуждения на семинаре должны быть какие-то конструктивные предложения, приобретенные умения, детальное проектирование той или иной деятельности, в то время как диспут ориентирован прежде всего на выявление позиций по тому или иному вопросу, на «включение» процесса рефлексии.
Конференция (научно-практическая, теоретическая, читательская, пресс-конференция и т.д.) – это не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, но и метод объединения активных родительских сил, которые школа может умело направить в нужное русло.
Тематика конференций выбирается не только в соответствии с потребностями родителей, но и соотносится с интересами социальных партнёров школы, которым, возможно, необходимо более детальное знакомство и информирование родителей своего микрорайона. Проблемы преступности, наркомании, дополнительного образования, избирательных кампаний и благотворительности – всё это может стать актуальным для совместного обсуждения заинтересованных сторон.
Конференции требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей и других специалистов. Хорошо, если к моменту проведения конференции образовательное учреждение сможет выпустить какие-либо печатные информационные материалы или подготовить соответствующее оформление школы. Как и любое публичное мероприятие, конференцию нужно использовать для выражения слов благодарности всем, кто принимал участие в её подготовке и проведении: от родителей до уборщиц. Излишним будет напомнить, что на мероприятиях такого масштаба присутствие директора школы обязательно.
День открытых дверей класса можно проводить один раз в четверть. В этот день на уроки и внеклассные занятия приглашаются родители. Они могут посетить любой урок, посмотреть, как работает их ребёнок, сравнить его с другими учащимися класса. После уроков с родителями ведётся разговор о работе класса в целом и о воспитанности отдельных учеников.
День открытых дверей школы рекомендуется проводить два раза в год. В программе дня могут быть: открытые уроки во всех классах, семейные праздники, конкурсы, консультации со школьным психологом, медицинским работником. Для дня открытых дверей определяется тема и ведётся большая подготовительная работа.
Большое внимание необходимо уделить и отслеживанию результативности образовательной программы психолого-педагогического просвещения. Для успешной реализации разработанной стратегии развития образовательного учреждения необходимо подвергать регулярному анализу полученные результаты и, что особенно важно, обязательно знакомить с этими данными педагогический коллектив. Возможно, если педагогам напоминать о том, что родители не всегда компетентны в вопросах образования и воспитания, учителя будут более терпимы к их промахам.
Уровень достижений отслеживается и фиксируется педагогом (или ведущим занятия) по определённым ранее показателям дважды: в начале и в конце учебного курса. Обработанная информация доводится до сведения участников с разъяснением и конкретными рекомендациями.
Вполне естественно, что любая программа требует наличия определённой ресурсной базы. В настоящее время сложно найти специалиста, не только хорошо знакомого с детской психологией, но и умеющего передать эти знания взрослым людям, имеющим свое мировоззрение и сложившееся отношение к воспитанию детей. Поэтому руководителю школы необходимо обратить особое внимание на эту проблему, иначе найти общий язык с родителями будет очень сложно. Не всегда психолого-педагогическое просвещение должно осуществляться классным руководителем – из-за возможных разногласий с родителями своего класса оно не будет продуктивным, и может возникнуть обратный эффект. При возникновении конфликтных ситуаций или напряжённых отношений с педагогом (классным руководителем, воспитателем) целесообразнее привлечь для этой деятельности стороннего, «нейтрального» человека, который сумеет аргументировано и профессионально помочь взаимопониманию обеих сторон. В тех образовательных учреждениях, где работает школьный психолог, эту миссию можно поручить именно ему. Кроме того, к просвещению общественности можно привлечь специалистов, дети которых также учатся в данной школе – это существенно снизит затратную часть и будет способствовать вовлечению родителей в жизнь школы.
Заключение
В работе рассматривались сущность, условия и формы педагогического взаимодействия семьи и школы, его роль в воспитании подростков, а также способы правильной организации такого взаимодействия и приёмы, которые можно при нём использовать.
Исследование позволяет прийти к следующему главному выводу – объединение усилий педагогического коллектива и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
Раскрыв сущность педагогического взаимодействия семьи и школы, мы пришли к выводу, что этим двум социальным институтам необходима совместная работа для формирования всесторонне развитой гармоничной личности ребёнка. В отличие от социальных институтов семья воздействует на детей каждодневно, поэтому располагает, почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств, таким образом, без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. Но одновременно с этим нельзя забывать, что школа способствует раскрытию воспитательного потенциала родителей, которые должны консультироваться со специалистами в области педагогики и психологии для высокого качества воспитания, в особенности во время учёбы в старших классах, когда происходит самоопределение и самореализация личности подростков.
Характеристика способов педагогического взаимодействия учителей с семьёй подростка позволила нам доказать, что оно может проходить в разнообразных формах, у каждой из которых есть свои преимущества и свои недостатки, а также каждая из которых выбирается в зависимости от сложившейся ситуации, поставленных задач и целей.
Возможности педагогического коллектива в психолого-педагогическом просвещении родителей обширны, и для способствования формированию полноценной личности подростков участники воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения должны бросить все силы на оказание помощи родителям в воспитании детей. Процесс психолого-педагогического просвещения должен охватывать обе стороны, чтобы каждый из его участников осознавал, для чего это делается. Показателем успешности в этом случае будет являться умение учителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Важна профессиональная подготовка педагога, обладающего высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, способного к функциональной адаптации в сфере взаимодействия и взаимопонимания с родителями учащихся, готового самостоятельно проектировать и реализовывать программу такого взаимодействия
Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням.
Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.
Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества (ПАВ).
Ими могут быть:
Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:
В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска), либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.
Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа "А" направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа "Б" (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.
Родительское собрание
Тема: Будем знакомы! Психологические особенности учащихся 5 класса.
Учащиеся 5 класса - это дети 10-11-ти лет. Психологические особенности учащихся этого возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: физиологической, психологической и социальной. На уровне физиологии происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, психологический подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.
Главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
В психологических исследованиях отмечается, что 10 - 11 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный.
Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, они пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет щадящие методы и формы взаимодействия. Возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.
Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную: вместо собственного классного помещения появляется кабинетная система; вместо одного учителя, строящего с каждым ребёнком и его семьёй полные и равносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ограниченными в основном вопросами успешности в отдельных дисциплинах и поведением на уроках, возникает явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном здании.
Есть немало жизненных обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.
Помощь родителей в период адаптации.
Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научиться организовывать свой труд и общаться со сверстниками.
Разберем первую задачу – научить трудиться.
Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеурочные.
Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.
Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.
Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого - сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.
Как помочь решить вторую задачу – научить общаться?
Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.
Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Организуйте общение ребят вне школы.
Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Несколько советов родителям пятиклассников:
Поздравляю Вас и Вашего ребёнка с наступлением такого важного этапа, как переход на новую ступень обучения! Желаю, чтобы этот период стал для вас радостным, позитивным и незабываемым! Удачи!