Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасный Новый год!

Новый год – один из самых любимых праздников у детей и взрослых. Но даже во время праздничного веселья не стоит забывать о безопасности. Чтобы рождественские и новогодние праздники не были омрачены пожарами и чрезвычайными происшествиями, спасатели напомнят и расскажут о правилах в акции «Безопасный Новый год!».

От работников МЧС можно будет узнать, как поставить безопасную новогоднюю елку, что делать, чтобы не оказаться в больнице из-за петарды или фейерверка, почему не стоит играть на льду, как не замерзнуть в сильный мороз, почему от курения в постели в нетрезвом состоянии до гибели в огне – один шаг, и что делать, если чрезвычайная ситуация все же произошла.

Обо всем это расскажут не только люди в форме, но и ребята из Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных. «Безопасный Новый год» традиционно не обходится без ярких и красочных конкурсов, развлекательных программ и массовых мероприятий. Акция будет одинаково интересна как подрастающему поколению, так и для взрослых людей. Пройдет она в четыре этапа.

Первый стартует 3-го и продлится до 7 декабря. Спасатели побывают в санаториях, оздоровительных центрах, профилакториях, домах отдыха, пансионатах, домах ветеранов и центрах социального обслуживания населения. Здесь всех участников мероприятий от спасателей ждут информационно-развлекательные программы, конкурсы и викторины, показ фильмы по ОБЖ и многое другое.

На втором этапе – с 10 по 19 декабря – обучать безопасности будут в общеобразовательных учреждениях, интернатах, учреждениях внешкольной работы, домах семейного типа и семьях в социально опасном положении. В тематику бесед обязательно войдут правила использования пиротехники, правила поведения на льду, эксплуатации электрооборудования, печного отопления и, конечно же, главные составляющие безопасности детей в период зимних каникул. А к кому-то из многодетных семей, возможно, смогут приехать Дед Мороз, Снегурочка и другие сказочные персонажи.

Третий этап пройдет с 20 по 25 декабря. Работники МЧС напомнят о безопасном использовании фейерверков в местах продажи пиротехнических изделий, на ледовых катках и детских учреждениях здравоохранения. Спасатели с помощью наглядно-изобразительной продукции, ростовых кукол, громкоговорителей попытаются донести важную мысль в преддверии Нового года: пиротехника – серьезный источник потенциальной опасности.

Завершающий этап пройдет с 26 по 28 декабря. Проходить он будет в местах массового пребывания людей – это открытые площадки, крупные торговые центры, рынки, детские развлекательные центры и т.д. С населением спасатели поговорят в максимально доступной форме, поздравят с наступающими праздниками, напомнят правила безопасности, проведут тематические викторины, конкурсы, лотереи и многое другое. А «разогревать» гостей мероприятия будут музыкальные артисты и коллективы.

На протяжении всей акции спасатели будут активно взаимодействовать со СМИ. Это викторины и акции на радио, публикации в печатных изданиях, сюжеты, видеоролики и бегущие строки на телевидении, а также тексты на интернет-порталах. Приглашаем всех принять участие в акции и провести праздники не только интересно, но и безопасно!

 

свернуть

В помощь учителю

Основы безопасности жизнедеятельности

Нормативные правовые документы

 

 

Инструктивно-методические письма

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2017/2018 навучальным годзе адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў і правядзенні факультатыўных заняткаў ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования»

Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы по профилактике детского травматизма во время образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году»

Рекомендации по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях от 23.08.2016

О мобильном приложении «МЧС Беларуси. Помощь рядом»

 

Типовой план

Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2017/2018 навучальны год

 

Учебные программы

Учебная программа обязательного факультативного курса для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Основы безопасности жизнедеятельности. II-IX классы», 2012

Вучэбная праграма абавязковага факультатыўнага курса для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання «Асновы бяспекі жыццядзейнасці. II-IX класы», 2012

Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. II, V классы », 2016

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. II, V класы», 2016

Учебные программы по учебным предметам для IІI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания

Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ІII клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

Учебная программа факультативных занятий «Основы радиационной безопасности» (I–IV классы)

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для V-VІ клаcаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для V-VІ клаcсов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания

Календарно-тематическое планирование

Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала «Основы безопасности жизнедеятельности» для II класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения (2017/2018 учебный год)

Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала «Основы безопасности жизнедеятельности» для III класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения (2017/2018 учебный год)

Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для V класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения (I четверть)

Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для VI класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения (I четверть)

Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для VI класса учреждений общего среднего образования

Прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для V–VI класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі

Учебно-методическое обеспечение

Контрольно-измерительные материалы. «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплекты тестовых заданий к факультативным занятиям 5–9 классы. 2012

Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў фондах бібліятэк устаноў агульнай сярэдняй адукацыіў 2017/2018 навучальным годзе

Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМов) для различных видов и форм контроля результатов учебной деятельности учащихся на 2017/2018 учебный год

Содержание и организация методической работы с учителями, осуществляющими образовательный процесс по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2017/2018 учебном году

Правила дорожного движения для школьников. iSh–Идея. ПДД Беларуси (Иллюстрированные термины ПДД, онлайн iSh-тесты, экспресс-тесты «ПДД для детей», комплект плакатов, макет стенда «Соблюдаем законы дорог»)

Перечень учебно-методической литературы для учреждений общего среднего образования на 2017/2018 учебный год

Учебно-методическое обеспечение факультативных занятий в 2017/2018 учебном году

КОНКУРСЫ

Инструкция о проведении Республиканского слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения от 2009 года

Международный Конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»

О проведении конкурса «Дорожный следопыт-2» в Республике Беларусь (для детей 10-16 лет)

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Игра "Дорога в школу"

Тренажер «Как избежать опасности»

Вместе «За безопасность!»

План-конспект проведения родительского собрания «Правила дорожного движения – территория родительской ответственности»

В Минской области обсудили правила безопасного лета

Памятки

Презентации

Сценарные разработки мероприятий

Видеоматериалы

Видеоролики победителей «Безопасность детей и подростков» республиканского конкурса детских видеороликов «Вместе против беды». (РБ, 2011 г.).

Видеоматериалы УГАИ УВД Миноблисполкома

Ребенок – главный пассажир

Добрые дороги детства

Записи с видеорегистраторов. Минская область

 

РЕБУСЫ И ЧАЙНВОРДЫ

«ВНИМАНИЕ – ДЕТИ!»

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ УГАИ УВД МИНОБЛИСПОЛКОМА

Информационный материал по детскому дорожно-транспортному травматизму по Минской области за январь – август 2016 года

 

ПАМЯТКИ

Рекомендации взрослым

Рекомендации детям

 

Издательства предлагают

Издания ГУО «Минский областной институт развития образования»

 

 

свернуть

Роль компьютерных игр в формировании компьютерозависимого поведения

29.12.2016

Данные научных исследований свидетельствуют о неуклонно возрастающей распространенности компьютерных игр, причем не только среди детей, но и среди представителей более старших возрастных групп. Современные компьютерные игры все совершеннее имитируют реальность, а с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых называют "компьютерными фанатами"или "гэймерами"(от англ. Game - игра). Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек таким образом виртуально реализует большую часть существующих потребностей. По данным А. Г. Шмелева (1988), процент "заядлых игроков" составляет 10-14%, а доктор Orzack приводит большую цифру - 40-80% игроков. Юноши увлекаются играми более интенсивно, чем девушки; частота и продолжение игры снижается с возрастом и с ростом образованности игрока. Funk (1993) сделал опрос 357 американских подростков и выявил, что две трети девушек играют в компьютерные игры и заняты этим, как минимум, два часа в сутки; среди ребят процент "игроков"значительно выше (90%). Кроме того, юноши расходуют на компьютерные игры, в среднем, в два раза больше времени.

 

Ученые обращают внимание на опасность бесконтрольной игровой компьютерной деятельности. С. Е. Ernes (1997) отмечает, что компьютерные игры приводят к развитию таких эффектов, как усиление процессов метаболизма, интенсификации деятельности сердечно-сосудистой системы. Возможно развитие таких признаков девиантного поведения, как переменчивость, повышенная раздражительность, склонность к противоправным действиям, ведет к враждебному восприятию окружающего социального мира. У игроков утеряно стремление к действиям в ситуации риска, внутреннего психического напряжения, они не умеют выходить из стрессовых ситуаций. "Заинтересованных игроков"отличает эмоциональная внешняя холодность, эгоцентризм, конфликтность, постоянное фантазирование, отсутствие интереса к чему бы то ни было. Оживляются они лишь тогда, когда тема касается компьютеров, но их знания в этой области, как правило, неглубокие. Имеют место данные, согласно которым негативное влияние компьютерной деятельности указывает на сужение круга интересов подростка, устремление к созданию личного мира, отход от реальности. По мнению некоторых авторов, занятия с компьютером один на один часто приводят к нарушению общения, к социальной изоляции и трудностям в создании межличностных контактов.

 

Данные отечественных ученых свидетельствуют о том, что компьютерные игры способствуют формированию донозоло-гических состояний у детей. Использование метода анализа корреляционных матриц показало, что компьютерная игра приводит к разбалансированию, дискоординации нервной системы, повышению ее лабильности. И фа с навязчивым ритмом, например, Doom2, имеет более выраженный агрессивный характер, что подтверждается ростом числа дисфункций ЦНС после игры, а также изменением психологического статуса игрока (выражено нарастание тревожности).

 

Ученые г. Луганска отмечают, что с ростом нагрузки увеличивается компьютерная зависимость, которая формируется уже после 6 месяцев увлечения игровыми автоматами. Все это приводит к развитию делинквентных расстройств и выраженной социальной дезадаптации.

свернуть

Интернет травля

29.12.2016

Интернет таит в себе возможности для оскорбительного поведения, травли. Появилось даже понятие кибер-буллинг, или травля в Интернете, которая представляет собой метод морального унижения человека, подавления его достоинства путем публикации различных текстов, размещения там фото- и видеоматериалов оскорбительного характера.

 

К сожалению, травля вышла за пределы реального мира, плавно перебравшись в мир виртуальный. Но нельзя забывать, что Интернет — лишь инструмент для осуществления травли, а ее истоки могут быть как за его пределами, так и рождаться «здесь и сейчас» при интернет-взаимодействии, не связанном с событиями реального мира.

 

Специфика интернет-травли во многом обусловлена спецификой виртуальной среды:

она не зависит от посещения школы, поскольку может осуществляться в любое время;

возможность писать анонимно, низкая вероятность быть наказанным приводят к тому, что дети начинают делать то, на что они не решились бы в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего никогда не скажут при личном общении);

запугивание легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки негативного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышкой. Есть возможность беспрепятственно создавать страницы и записи от имени жертвы.

 

 

 Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Обидчики могут анонимно публиковать слухи, фотографии, видео, оставлять в социальных сетях оскорбительные сообщения, создавать группы против «жертвы» и вести настоящую травлю. При этом обидчик обычно занимает одну из двух позиций: ведет или анонимную борьбу, доставляя все сообщения от неизвестного «жертве» человека — виртуальной личности со специально созданного для травли аккаунта, или открытую борьбу от своего лица или от лица группы.

 

Способы интернет-травли разнообразны:

В социальных сетях, на электронную почту, в системах интернет-коммуникаций жертва получает запугивающие, уничижительные сообщения.

В социальных сетях создаются группы против «жертвы», где она высмеивается. Там размещаются ролики, тексты унизительного содержания, проводятся опросы из серии «Хотели бы вы, что-бы Петю выгнали из класса?».

На сайтах знакомств от имени «жертвы» размещаются анкеты непристойного содержания с указанием настоящей почты или телефона, а в социальных сетях создаются поддельные странички «жертвы», где размещается информация непристойного, унизительного характера.

Взламывается страничка «жертвы» в социальных сетях и там размещается неподобающая информация.

Поведение ребенка снимается на видео, а затем размещается в Интернете, порой в измененном виде.

 

Ученые установили, что так называемый  кибер-буллинг  подростки переносят куда тяжелее, чем физические издевательства. Эксперты призывают обратить на это особое внимание. При этом «жертва» часто предпочитает молчать, действовать в одиночку, полагая, что если она расскажет обо всем взрослым, родителям, педагогам, то ситуация усугубится.

 

Кроме того, часто ситуация усугубляется отсутствием доверия между взрослыми и детьми и непониманием всей серьезности ситуации со стороны взрослых. «Ну что такое может быть в Интернете?! Не обращай внимания!» — именно это часто думают и говорят взрослые, отмахиваясь от проблем ребенка, которому нужна помощь.

 

Поэтому всегда нужно стремиться к установлению доверительных отношений с ребенком, с пониманием относиться к любому сигналу о травле (в том числе и виртуальной), тогда будет больше шансов, что в сложной ситуации он поделится с родителями тревожной информацией. Взрослым узнать про травлю ребенка в Интернете сложно — обидчики шифруются. Подать сигнал может только сам ребенок или кто-то из его приятелей.

 

Как и в случае с реальной травлей, работа с травлей в Интернете начинается с выяснения ее причин. В дальнейшем от психолога требуется очень тактичная и продуманная работа со всеми участниками взаимодействия с учетом позиций всех сторон. Ведь часто жертвы сами провоцируют своих обидчиков. В любом случае ребенку, подвергшемуся травле, необходимо помочь выработать способы нежертвенного поведения, а обидчикам — осознать последствия своих поступков и недопустимость подобных форм поведения. Конечно, все созданные поддельные странички, ролики требуется незамедлительно удалить.

 

Работать с интернет-травлей специалист может как в реальной жизни, так и в Интернете, дистанционно общаясь с ее участниками. Ведь живое общение с «жертвой» и обидчиками не всегда можно осуществить: они могут находиться в разных городах (если речь идет об интернет-травле, не связанной с конкретной школой). Тогда в причине конфликта поможет разобраться анализ страничек в социальных сетях, сетевое консультирование. Специалист может анонимно или от лица «виртуальной личности» оказывать поддержку «жертве» в Интернете.

 

Как правило, участники негативного сетевого взаимодействия не готовы к открытому диалогу с психологом, да и реальных людей, окружающих жертву, не пускают в группы, настроенные «против». Здесь самому специалисту важно «не заиграться», понимая, что негативный виртуальный конфликт может быть крайне серьезен, а это требует профессионального вмешательства.

свернуть

Компьютерная зависимость

29.12.2016

Мы нырнули в этот мир, не разобравшись с

 тем, что осталось за спиной. Не

 умея жить в одном мире -породили

 другой. И не знаем, куда идти. К чему

 стремиться".

 С. Лукьяненко, 2001

  

 Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности Интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих уменьшается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме или возможность сердечного приступа при употреблении кокаина, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания. К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение -к различным заболеваниям глаз. Среди всех описанных диагнозов, как наиболее близкую модель, можно использовать "патологическое влечение к азартным играм" (F63.0). Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство привычек и влечений, не вызванное химическими веществами. Сейчас существует предположение, что Cyber Disorder (CD) войдет в международную классификацию болезней DSM-V наряду с другими нехимическими аддикциями -гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными, аддик-циями избежания отношений, патологическим влечением к трате денег и работоголизмом.

 

Достаточно активные исследования в этой отрасли ведутся с начала 90-х годов и в отечественной психиатрии и психологии. И с каждым годом их интенсивность возрастает параллельно росту количества лиц, пользующихся компьютерами.

 

Появляются новые работы как отечественных авторов, так и зарубежных, которые посвящены следующим аспектам:

проблеме компьютерной зависимости [12, 22, 17, 11, 52, 20];

влиянию виртуальных взаимоотношений на личность (53, 54];

исследованию идентичности у пользователей компьютерной сети и процессов самопрезентации в сети [55-58 ];

психологическим аспектам коммуникативных процессов всети[8,59, 14, 25, 60,61].

 

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости [12, 16, 17,20,22]:

навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);

страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

виртуальные знакомства;

киберсекс (увлечение порносайтами);

компьютерные игры.

 

Существует разница и между типом деятельности в сети.

 

Компьютерные аддикты большую часть времени втянуты в социальную активность, такую как участие в новых группах, чатах, форумах, ICQ. Не аддикты большую часть времени путешествуют в сети в поисках информации на сайтах и используют свой почтовый ящик (e-mail). Ключевая разница состоит в том, что аддикты пробуют создать новые взаимоотношения в сети, в то время, как не аддикты лишь поддерживают уже существующие связи посредством почты [ 121, 122].

 

Зависимые от компьютера чаще испытывают дистресс как минимум в одном из пяти сфер: социальной, профессиональной, учебной, финансовой или физической. Проблемы всегда возникают как следствие зависимости от компьютера и пренебрежения различными аспектами жизни взамен на виртуальную реальность. Согласно гипотезе Griffiths (1996) развитие компьютерной зависимости может быть обусловлено разными факторами: процессом печатания, средой коммуникации, отсутствием межличностного общения, чрезмерным интересом к порнографическим сайтам, социальной активностью в сети (чаты, компьютерные игры) [126].

 

Ученые приводят различные вариации распространенности компьютерной зависимости среди пользователей. Ранние исследования указывали на 40-80%, а последние - на 6-14% компьютерозависимыгх в целом мире [56,73-75]. Разницу в процентах можно объяснить тем, что вначале ученые исследовали практически только категорию "постоянных пользователей", последние исследования указывают на распространенность компьютерной зависимости среди всех пользователей. Менее чем 15% проводят более 10 часов в неделю в сети. Фактически, 2 689 семей определили, что использование Интернета в неделю растет прямо пропорционально увеличению доступа и скорости Интернета [76, 77]. Согласно исследованию клинического психолога Kimberly Young (University Pittsburgh, Bradford), распространенность Интернет аддикции подобна патологической зависимости от азартных игр. Последней страдают приблизительно 5% пользователей Интернетом. Нужно отметить, что у специалистов компьютерных технологий этот вид зависимости развивается чаще, чем у лиц гуманитарных профессий или без высшего образования [66, 78, 79].

Компьютерная зависимость: дефиниции

 

 

 На сегодняшний день существуют два базовых определения расстройства, связанного с компьютером, которые имеют связь с существующими критериями диагностики патологического гэмблинга и зависимыми состояниями в DSM-IV. Первое определение Интернет-зависимости дал Ivan Goldberg в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера [19].

 

Kandell's (1998) дополнил к этому, что понятие "Интернет-зависимость" включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников [9, 127-133].

 

В настоящее время "Интернет-зависимость" трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - "Интернет-аддикция", "виртуальная аддикция", "кибераддикция", "нетаголизм".

 

Доктор Kimberly Young презентовала второе понятие - проблемное использование Интернета (ПИИ) (1998). "Интернет-зависимость" - это широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением.

 

Главная проблема определений данной аддикции - это то, что они никак не связаны с коморбидными состояниями (как причинный фактор), не выделяют главные и дополнительные критерии, не определяют время пребывания в сети, не отграничивают норму от патологии. Безусловно, есть указание на этиологический фактор (компьютер), но отсутствует последующая теоретическая трактовка данного вопроса.

 

Davis (1999) предложил когнитивно-бихевиоральную модель для ПИИ, а именно выделил такие категории, как специфическое патологическое использование Интернета (СПИИ) и генерализованное патологическое использование Интернета (ГПИИ) [57, 71]. Первое включает в себя активацию уже существующих специфических видов компьютерных ад-дикций - гэмблинг или порнографические сайты, а второе - все виды компьютерных технологий (чаты, поиск информации и другое). То есть Davis дополнил определение Young, выделил главное содержание, коморбидность, показал, что патологическое использование Интернета может активизировать уже существующую патологию или выступить как отдельный вид зависимости.

 

Alex S. Hall и Jeffrey Parsons (2001) представили третий термин - Интернет-зависимое поведение (ИЗП). Они согласны с тем, что избыточное использование Интернета может навредить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то есть повлиять на состояние здоровья человека, но они не поддерживают патологическую этиологию этой проблемы [72]. В контрасте с двумя первыми определениями ученые представляют избыточное использование Интернет "доброкачественным" расстройством, которое рассматривается как компенсация недостатков поведения в реальной жизни. Считают, что данная патология может быть компенсирована за счет когни-тивно-бихевиоральных взаимоотношений.

 

 

свернуть

Правила поведения на воде

Многие из нас в тёплое время года отправляются на реку, озеро или море. Но для того чтобы купание доставило вам истинное удовольствие, необходимо выполнение нескольких важных условий.
развернуть

Первое и самое важное условие — уметь плавать! Обязательно попросите родителей или других взрослых, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде и может позволить себе не барахтаться у берега, а находиться от него на довольно значительном расстоянии. Приятнее всего плавать в естественных водных бассейнах, на берегах которых оборудованы хорошие пляжи.

Прежде чем войти в воду, обязательно убедитесь в том, что она чистая. Не купайтесь в грязной воде!

Случайно наглотавшись такой воды, вы можете получить сильное расстройство кишечника. Если вы не можете определить чистоту водоёма сами, спросите об этом родителей или местных жителей.

Никогда не купайтесь в неизвестных водоёмах, а также в водоёмах, покрытых тиной и ряской! При выборе места для купания не забывайте проверять дно!

Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким, и вы, неожиданно потеряв опору, можете начать паниковать.

Если вы плохо плаваете, никогда не купайтесь в одиночку. Не заходите в воду глубже, чем по пояс. Используйте надувные матрасы, чтобы удержаться на воде, но помните, что плавать на матрасе опасно. Попросите родителей или других взрослых понаблюдать за вами, пока вы будете плавать на нём.

Не купайтесь в водоёмах с сильным течением: вас может отнести на значительное расстояние от суши. Не плывите против течения. Это отнимет у вас слишком много сил. Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Отправляясь купаться в море, спросите у местных жителей о том, какие рыбы водятся в тех местах, где вы собираетесь купаться. Старайтесь смотреть под ноги и не наступать на морских обитателей. Конечно, все они быстры и юрки, но может оказаться, что за камнем, на который вы наступили, прячется морской ёж. Вряд ли вы испытаете большое удовольствие, если наступите на него.

При виде медуз не пугайтесь и не зовите на помощь. Маленькие медузы, как правило, не опасны, их ожоги редко бывают чувствительными. Тем не менее никогда не трите глаза, после того как брали в руки медузу.

К тем медузам, которые имеют очень длинные щупальца и на теле которых есть фиолетовые пятна, следует относиться с опаской и отплывать от них подальше.

Не ныряйте в воду, если вы не умеете правильно это делать: вы рискуете сильно удариться о дно, не рассчитав глубины. О воду, как бы неожиданно это ни звучало, тоже можно очень сильно удариться.

Если место купания огорожено буйками, никогда не заплывайте за них и не держитесь за них. Не плавайте на большие расстояния в одиночку, а также ночью. Не входите в воду, если поднялись большие волны. Держитесь подальше от любых кораблей и катеров, чтобы не попасть под их винты.

Если вы устали плыть брассом или кролем, пере­вернитесь на спину. Плыть на спине легче всего, и вы сможете отдохнуть. Можно некоторое время просто полежать на поверхности воды лицом вверх.

Не купайтесь долго, особенно в холодной воде. Ре­комендуемая температура воздуха должна быть 20— 25 °С, а температура воды — от 17 до 19 °С. Средняя продолжительность купания 10—15 минут.

Если вы почувствовали, что у вас сводит судорогой бедро, согните ногу в колене и рукой сильно потяните назад. Если свело икроножную мышцу, согните ногу и прижмите стопу к груди.

Во время игр в воде будьте внимательны и аккуратны: избегайте захватов и погружений, так как в пылу игры кто-нибудь из вас может наглотаться воды. Не стесняйтесь звать на помощь в опасной ситуации, но никогда не давайте ложных сигналов.

Если вы видите, что кому-либо из купающихся нужна помощь, зовите на подмогу других людей. Если помочь можете только вы, найдите предмет, с помощью которого утопающий сможет удержаться на плаву. Это может быть спасательный круг, матрас, резиновая камера — словом, любой плавучий предмет, за который можно схватиться.

В самом крайнем случае плывите на помощь утопающему и только при условии, что вы хорошо плаваете и владеете приёмами спасения. (Утопающий человек находится в состоянии паники и совершенно не контролирует свои действия.

Он обязательно будет цепко хвататься за вас, карабкаться наверх и может утопить вас вместо того, чтобы спастись.) Подплыв к утопающему, помогите ему держаться на воде и выплывайте вместе с ним на такое место водоёма, где вы оба можете встать на дно.

свернуть

Правила поведения на болоте

Болота — это важная часть экосистемы, а также естественный источник торфа. Однако для человека болота являются одними из опаснейших мест на природе. Огромная часть территории России состоит из заболоченных местностей.
развернуть

Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.

Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.

Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.

Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.

Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Остав­ляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.

Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.

Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.

Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!

Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.

Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.

Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.

свернуть

Правила поведения при грозе

Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.
развернуть

Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.

Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!

При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом.

Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.

Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.

Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!

Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.

Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.

Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.

свернуть

Правила пожарной безопасности на природе

Пожары в лесу могут возникнуть в результате воздействия молнии или неосторожной деятельности человека. Такие пожары весьма опасны, а в сухую жаркую погоду они могут принимать масштабы стихийных бедствий.
развернуть

Пожары бывают двух разновидностей: лесной (низовой или верховой) и торфяной. Низовой лесной пожар возникает, как правило, в лиственных лесах; скорость распространения огня невысокая, а высота пламени может достигать 2 м. Верховой лесной пожар типичен для хвойных лесов. Скорость распространения огня выше, чем при лесном низовом пожаре, а в ветреную погоду может быть очень высокой (25—30 км/ч). Торфяные пожары возникают на осушенных или естественных торфяных болотах. Они характеризуются длительным тлением торфа и возникновением сильного задымления воздуха. Торф — легковоспламеняющийся материал, поэтому такие пожары очень опасны.

По статистике, большинство лесных пожаров происходят по неосторожности человека. Для того чтобы предотвратить их возникновение, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём в лесу!

К таким периодам относятся середина и конец весны (лесная почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы, в хвойных молодняках, на участках леса, не очищенных от порубочных остатков.

Если в данной местности введён особый противопожарный режим, категорически запрещается посещение лесов до его отмены.

Не берите с собой в лес легковоспламеняющиеся жидкости, а также пропитанные ими материалы. Не оставляйте в лесу никаких стеклянных осколков: при попадании солнечных лучей эти осколки могут сфокусировать их, что приведёт к возникновению пожара.

Что делать при пожаре в лесу

Если вы обнаружили в лесу пожар, немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа или в лесничество. Запомните два номера, на которые следует звонить в случае лесного пожара: 01 и 112(только для мобильных телефонов).

Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды, земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения лесного пожара — забрасывание кромки пожара землёй.

При тушении очага лесного пожара не отходите далеко от дорог и просек, поддерживайте связь с остальными участниками тушения пожара с помощью зрительных и звуковых сигналов.

Если огонь разгорелся слишком сильно и вы не в силах его остановить, срочно покиньте место происшествия.

При лесном низовом пожаре нужно двигаться перпендикулярно к направлению огня, по просекам, дорогам, берегам рек или полянам.

При лесном верховом пожаре передвигайтесь по лесу, пригнувшись к земле и прикрыв дыхательные пути влажной тряпкой.

Если у вас нет никакой возможности выйти из опасной зоны, постарайтесь отыскать в лесу какой-нибудь водоём и войдите в него.

Иногда пожар может превратиться в настоящее стихийное бедствие, с которым не сразу удаётся справиться даже специальным службам. Если огонь начал подбираться к населённому пункту, необходимо принять коллективные меры по его тушению. Самая крайняя мера — немедленная эвакуация жителей этого населённого пункта. В этом случае вы должны беспрекословно слушаться работников спасательных служб. Не поддавайтесь панике и ждите оказания помощи. При невозможности забрать с собой личное имущество закопайте его в землю. Ждать помощи лучше всего на больших открытых пространствах или в специальных укрытиях.

Если на вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите!

От этого пламя разгорается гораздо быстрее. Постарайтесь снять загоревшуюся одежду. Если вам не удаётся сделать это, лягте на землю и катайтесь, чтобы затушить огонь.

Если вы увидели, что одежда загорелась на другом человеке, не позволяйте ему бежать и постарайтесь снять с него горящую одежду. Если снять с него одежду не удаётся, повалите пострадавшего на землю и потушите пламя любым возможным способом: накройте плотной тканью, залейте водой, забросайте песком или землёй.

свернуть