Специальное образование

Будь осторожен.

Не ошибись.

Не навреди.

Будь надеждой для школьника.

Дари себя детям.

Знай, к чему стремиться.

Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке.

Ш.А. Амонашвили

 

Метечко Людмила Владимировна

 

Учитель классов интегрированного обучения и воспитания. Работаю в              ГУО «Любищицкая средняя школа» с 2003 года. Окончила Брестский государственный педагогический университет им А.С. Пушкина. Квалификационная категория – вторая.

Педагогический принцип: учитель - это человек, который имеет ежедневный доступ к самому дорогому народному богатству - душе, уму, мыслям, чувствам детей. Поэтому плох тот учитель, который не учится или учится мало.

Педагогическая позиция: ребёнок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью.

Педагогическая философия: дети - это чистое, ясное, непорочное, святое. Дети - это наше будущее, наши завтрашние дни.

Главное в работе: стремится к тому, чтобы каждый ребенок смог занять свое место в обществе, чтобы вне стен школы он нашел себя. Не надо давать оценку, не надо делать прогнозы, а нужно лишь создавать условия для максимального раскрытия потенциала своего ученика. Внимание и творческий подход приносят свои плоды.

Работаю над проблемой «Дидактические игры в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью».

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

    Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые (педагоги, чиновники, родители), создаём негативные условия для  детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

    Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

        Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

  • Каждый имеет право на образование.
  • Все дети могут учиться.
  • Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
  • Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
  • Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
  • Различия естественны, ценны и обогащают общество.
  • Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.  

     Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями: 

  • каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 
  • физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 
  • весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует не дискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

      В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса.    Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования.

      Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).

       Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели.  

     Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.

      Еще одна проблема, затрудняющая внедрение инклюзивных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Инклюзия требует подготовки соответствующих специалистов. Профессиональная подготовка педагогов на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.

     Таким образом, для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. 

 

свернуть

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании). Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах. В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания. Цель интегрированного обучения: • способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития. Задачи интегрированного обучения: • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования; • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений; • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи; • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития; • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению; • формирование позитивно ориентированной личности; • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

Классы интегрированного обучения и воспитания: полной наполняемости; неполной наполняемости. Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); — не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); — не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3). Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык). Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития. Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше). В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

 

свернуть

Взаимодействие специалистов при оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР

Взаимодействие специалистов при оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР

 Классный руководитель, учитель предметник, воспитатель

  1. Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения знаний слов и представлений.
  2. Формирование адекватной самооценки, положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования доступной, активной самостоятельной речью.
  3. Педагогическое информирование родителей.

Учитель-дефектолог

  1. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям, испытывающим стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.
  2. Создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  3. Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОПФР за счет развития психических процессов.
  4. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функции самоконтроля.
  5. Консультация педагогов школы, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Рекомендации учителю для работы с детьми с особенностями психофизического развития

  1. Сочетать словесное описание с наглядной опорой.
  2. Проводить поэтапное обобщение проделанной работы.
  3. Предлагать алгоритм работы.
  4. Давать дополнительные инструкции.
  5. При устных ответах предлагать пользоваться планом, схемой-опорой.
  6. Правильно дозировать смену видов деятельности.
  7. Разрешать пользоваться вспомогательными средствами (таблицей умножения, линейкой, калькулятором).
  8. Создавать ситуацию успеха.
  9. Повышать мотивацию.
  10. При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении переходить к словесным методам.
  11. На уроках предоставлять широкую возможность для предметно-практической деятельности.
  12. Учить контролировать свои действия.

Родители или законные представители ребенка с ОПФР

  1. Сотрудничество со специалистами группы поддержки детей с ОПФР.
  2. Адекватное восприятие нарушений развития ребенка.
  3. Использование позитивных способов контроля за обучением и поведением ребенка.

Администрация

  1. Координация действий и контроль за деятельностью специалистов группы поддержки.
  2. Материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение.

Социальный педагог

  1. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОПФР.
  2. Социальная защита прав и интересов ребенка с ОПФР.
  3. Правовое просвещение родителей и законных представителей детей с ОПФР.
  4. Социальное информирование педагогов и родителей детей с ОПФР.
  5. Формирование навыков адекватного социального поведения.

 Медицинский работник

  1. Контроль за соматическим, неврологическим, психическим статусом ребенка с ОПФР.
  2. Медицинское информирование родителей и педагогов.

Сотрудничество с родителями

  1. Вовлечение в общение между собой младших и старших детей в семье.
  2. Стимулирование общения ребенка со сверстниками.
  3. Соблюдение режима дня, поддержание активного ритма жизни как в школе, так и в семье.
  4. Приучение ребенка к определенному виду деятельности с учетом его потребностей и интересов.
  5. Постепенное, с учетом возрастной периодизации, ознакомление со взаимоотношениями полов.
  6. Приобщение ребенка к прекрасному посредством лепки, рисования, пения под счет, отгадывания ребусов, через игровые ситуации.
  7. Приобщение ребенка к окружающей его природе: экологические экскурсии, прогулки в парки, скверы, за город, купание в реке, загорание, сбор грибов и ягод в лесу.
  8. Привлечение детей к спортивным играм (игры с мячом, бадминтон, ходьба на лыжах, катание на коньках, упражнения с гимнастическим обручем, со скакалкой, катание спортивных снарядов, упражнения на тренажерах, включения детей в соревнования).
  9. Освоение домашней техники – орудий труда, бытовых приборов, магнитофона, проигрывателя, видеоаппаратуры, компьютерной техники.
  10. Формирование бытовых навыков: обслуживающий труд (уборка постели, мытье посуды, уход за младшими в семье и в школе, за больными).
  11. Соблюдение норм и правил этикета в различных ситуациях, в процессе общения с окружающими людьми.

 

свернуть