Специальное образование

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании). Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах. В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания. Цель интегрированного обучения: • способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития. Задачи интегрированного обучения: • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования; • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений; • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи; • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития; • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению; • формирование позитивно ориентированной личности; • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

Классы интегрированного обучения и воспитания: полной наполняемости; неполной наполняемости. Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); — не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); — не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3). Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык). Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития. Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше). В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

 

свернуть

Взаимодействие специалистов при оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР

Взаимодействие специалистов при оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР

 Классный руководитель, учитель предметник, воспитатель

  1. Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения и активизации словаря, уточнения знаний слов и представлений.
  2. Формирование адекватной самооценки, положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования доступной, активной самостоятельной речью.
  3. Педагогическое информирование родителей.

Учитель-дефектолог

  1. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям, испытывающим стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.
  2. Создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  3. Повышение уровня интеллектуального развития детей с ОПФР за счет развития психических процессов.
  4. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функции самоконтроля.
  5. Консультация педагогов школы, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Рекомендации учителю для работы с детьми с особенностями психофизического развития

  1. Сочетать словесное описание с наглядной опорой.
  2. Проводить поэтапное обобщение проделанной работы.
  3. Предлагать алгоритм работы.
  4. Давать дополнительные инструкции.
  5. При устных ответах предлагать пользоваться планом, схемой-опорой.
  6. Правильно дозировать смену видов деятельности.
  7. Разрешать пользоваться вспомогательными средствами (таблицей умножения, линейкой, калькулятором).
  8. Создавать ситуацию успеха.
  9. Повышать мотивацию.
  10. При ознакомлении с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении переходить к словесным методам.
  11. На уроках предоставлять широкую возможность для предметно-практической деятельности.
  12. Учить контролировать свои действия.

Родители или законные представители ребенка с ОПФР

  1. Сотрудничество со специалистами группы поддержки детей с ОПФР.
  2. Адекватное восприятие нарушений развития ребенка.
  3. Использование позитивных способов контроля за обучением и поведением ребенка.

Администрация

  1. Координация действий и контроль за деятельностью специалистов группы поддержки.
  2. Материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение.

Социальный педагог

  1. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОПФР.
  2. Социальная защита прав и интересов ребенка с ОПФР.
  3. Правовое просвещение родителей и законных представителей детей с ОПФР.
  4. Социальное информирование педагогов и родителей детей с ОПФР.
  5. Формирование навыков адекватного социального поведения.

 Медицинский работник

  1. Контроль за соматическим, неврологическим, психическим статусом ребенка с ОПФР.
  2. Медицинское информирование родителей и педагогов.

Сотрудничество с родителями

  1. Вовлечение в общение между собой младших и старших детей в семье.
  2. Стимулирование общения ребенка со сверстниками.
  3. Соблюдение режима дня, поддержание активного ритма жизни как в школе, так и в семье.
  4. Приучение ребенка к определенному виду деятельности с учетом его потребностей и интересов.
  5. Постепенное, с учетом возрастной периодизации, ознакомление со взаимоотношениями полов.
  6. Приобщение ребенка к прекрасному посредством лепки, рисования, пения под счет, отгадывания ребусов, через игровые ситуации.
  7. Приобщение ребенка к окружающей его природе: экологические экскурсии, прогулки в парки, скверы, за город, купание в реке, загорание, сбор грибов и ягод в лесу.
  8. Привлечение детей к спортивным играм (игры с мячом, бадминтон, ходьба на лыжах, катание на коньках, упражнения с гимнастическим обручем, со скакалкой, катание спортивных снарядов, упражнения на тренажерах, включения детей в соревнования).
  9. Освоение домашней техники – орудий труда, бытовых приборов, магнитофона, проигрывателя, видеоаппаратуры, компьютерной техники.
  10. Формирование бытовых навыков: обслуживающий труд (уборка постели, мытье посуды, уход за младшими в семье и в школе, за больными).
  11. Соблюдение норм и правил этикета в различных ситуациях, в процессе общения с окружающими людьми.

 

свернуть