Проект "Школа - территория здоровья"

ГУО «Любищицкая средняя школа»

 

ПРОЕКТ «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья обучающихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В рейтинге жизненных ценностей молодого поколения здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью финансового благополучия, семьи, дружбы и общения. Последствия такого невнимания, а подчас и безответственного отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация у учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья снижает эффективность здоровьесберегающей среды учреждения образования, чем и обусловлена актуальность проекта «Школа –  территория здоровья».

         Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. 

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путём интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

– создать систему содержательного, информационного, материально - технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;

– коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).

3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Повышение компетенций в вопросах здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.

Снижение доли учащихся с вредными привычками.

Снижение заболеваемости по сезонным заболеваниям.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного проекта.

Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

4.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Любищицкая средняя школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2020-2023 гг.

Участники проекта

Заместители директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы

- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

- Деятельный подход: игровой, творческий.

- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Сайт учреждения, информационные стенды, газета «ШколярЪ» (школьное издание)

  

План мероприятий по реализации проекта

«Школа – территория здоровья»

в государственном учреждении образования

«Любищицкая средняя школа» на 2020 год

I. Организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

февраль

Попеляева Л.В., Лукашевич А.АВ.

1.2.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

до 15.02

Кравец С.И.

1.3.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

до 15.09

Попеляева Л.В.

1.4.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

согласно плану реализации

Попеляева Л.В., Федорук С.В.

1.5

Ознакомление учащихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

февраль

классные руководители

1.6.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

март, октябрь

Попеляева Л.В., классные руководители

1.7

Составление расписания  учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

Январь, сентябрь

Харитонович О.В.

1.8.

Проведение соцопроса обучающихся и законных представителей несовершеннолетних по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

на протяжении реализации проекта

Попеляева Л.В., классные руководители

II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1.

Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1

Повышение квалификации специалистов в ИРО, АПО и др. учреждениях

в течение года

Харитонович О.В.

2.1.2.

Укрепление материально-технической базы:

приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи и пр.);

 ремонт спортзала (1 эт.);

приобретение новых классных досок (2 шт.)

в течение года

Лукашевич А.А., Павлович С.В.

2.1.3.

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

в течение учебного года

Харитонович О.В, Попеляева Л.В.

2.2.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требования к организации образовательного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение учебного года

Харитонович О.В., Попеляева Л.В.

2.2.4

Проведение Дней здоровья

2-я суббота каждого месяца

учителя физической культуры и здоровья

2.2.5.

Проведение выставки рисунков по тематикам  здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

согласно плану ВР

Попеляева Л.В.

классные руководители

2.2.6.

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Попеляева Л.В.

классные руководители

2.2.7

Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования

 

Зимние каникулы, летние каникулы

Попеляева Л.В., директор о/л

2.2.8.

Проведение акций:

«Чистые руки» (1-4 кл.),

 «День без мобильного телефона» (5-11 кл.)

 

сентябрь

15 число каждого месяца

 

Классные руководители, Толочко Е.Н.

2.2.9.

Проведение агитбригад:

«Семь правил для хорошей осанки»

 

январь, сентябрь

 

Толочко Е.Н., классные руководители

«Здоровье в порядке… Спасибо зарядке!»

март

Толочко Е.Н.,

классные руководители

«Долой вредные привычки»

октябрь, апрель

Толочко Е.Н., классные руководители

«Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

ноябрь, май

Толочко Е.Н., классные руководители

«Со спортом дружить – здоровым быть»

декабрь, апрель

Толочко Е.Н., классные руководители

2.3.

Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

2.3.1.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

учителя физической культуры, классные руководители

2.3.2.

Участие в ежегодных школьных, районных, городских спортивно-массовых мероприятиях

в течение года

учителя физической культуры

2.3.3.

Проведение танцевальных флеш-мобов

По плану работы оздоровительных лагерей на базе школы

Директор о/л

2.4.

Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

2.4.1.

Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности

сентябрь, январь

Федосик О.Д.

2.4.2.

Деловые игры «На что потратить жизнь?», «Я верю в себя», «10 слагаемых успеха»

в течение года

Федосик О.Д.

2.4.3.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

Федосик О.Д.

2.5.

Мероприятия по улучшению питания учащихся

2.5.1

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Водич Н.А.

2.5.2.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

в течение года

Совет по питанию

2.5.3.

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Водич Н.А.

III. Дополнительные мероприятия, проводимые в классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

классные руководители, учителя-предметники

 

IV. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей несовершеннолетних с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

декабрь

Попеляева Л.В., кл.руководители

4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

декабрь

администрация