Проект "Школа - территория здоровья"

ГУО «Любищицкая средняя школа»

 

ПРОЕКТ «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основой деятельности по здоровьесбережению стало учреждение образования, где приоритетом является забота о сохранении здоровья обучающихся, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

В рейтинге жизненных ценностей молодого поколения здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью финансового благополучия, семьи, дружбы и общения. Последствия такого невнимания, а подчас и безответственного отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация у учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья снижает эффективность здоровьесберегающей среды учреждения образования, чем и обусловлена актуальность проекта «Школа –  территория здоровья».

         Проект «Школа – территория здоровья» реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» и предполагает создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). В учреждении образования проект будет реализован посредством совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. 

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путём интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

– формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

– формировать психологическую установку на приоритет здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

– создать систему содержательного, информационного, материально - технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

– создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– внедрение во все предметные области образования здоровьесозидающих технологий;

– коррекция протестного поведения учащихся (табакокурение, ранняя алкоголизация, рискованное половое поведение; наркозависимость и др.).

3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Повышение компетенций в вопросах здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.

Снижение доли учащихся с вредными привычками.

Снижение заболеваемости по сезонным заболеваниям.

Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного проекта.

Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности.

4.ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Любищицкая средняя школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2020-2023 гг.

Участники проекта

Заместители директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы

- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

- Деятельный подход: игровой, творческий.

- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Сайт учреждения, информационные стенды, газета «ШколярЪ» (школьное издание)

  

План мероприятий по реализации проекта

«Школа – территория здоровья»

в государственном учреждении образования

«Любищицкая средняя школа» на 2020 год

I. Организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о внедрении проекта

февраль

Попеляева Л.В., Лукашевич А.АВ.

1.2.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

до 15.02

Кравец С.И.

1.3.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

до 15.09

Попеляева Л.В.

1.4.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

согласно плану реализации

Попеляева Л.В., Федорук С.В.

1.5

Ознакомление учащихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

февраль

классные руководители

1.6.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

март, октябрь

Попеляева Л.В., классные руководители

1.7

Составление расписания  учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

Январь, сентябрь

Харитонович О.В.

1.8.

Проведение соцопроса обучающихся и законных представителей несовершеннолетних по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

на протяжении реализации проекта

Попеляева Л.В., классные руководители

II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1.

Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1

Повышение квалификации специалистов в ИРО, АПО и др. учреждениях

в течение года

Харитонович О.В.

2.1.2.

Укрепление материально-технической базы:

приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи и пр.);

 ремонт спортзала (1 эт.);

приобретение новых классных досок (2 шт.)

в течение года

Лукашевич А.А., Павлович С.В.

2.1.3.

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

в течение учебного года

Харитонович О.В, Попеляева Л.В.

2.2.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требования к организации образовательного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение учебного года

Харитонович О.В., Попеляева Л.В.

2.2.4

Проведение Дней здоровья

2-я суббота каждого месяца

учителя физической культуры и здоровья

2.2.5.

Проведение выставки рисунков по тематикам  здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

согласно плану ВР

Попеляева Л.В.

классные руководители

2.2.6.

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Попеляева Л.В.

классные руководители

2.2.7

Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования

 

Зимние каникулы, летние каникулы

Попеляева Л.В., директор о/л

2.2.8.

Проведение акций:

«Чистые руки» (1-4 кл.),

 «День без мобильного телефона» (5-11 кл.)

 

сентябрь

15 число каждого месяца

 

Классные руководители, Толочко Е.Н.

2.2.9.

Проведение агитбригад:

«Семь правил для хорошей осанки»

 

январь, сентябрь

 

Толочко Е.Н., классные руководители

«Здоровье в порядке… Спасибо зарядке!»

март

Толочко Е.Н.,

классные руководители

«Долой вредные привычки»

октябрь, апрель

Толочко Е.Н., классные руководители

«Здоровый образ жизни – приоритет каждого!»

ноябрь, май

Толочко Е.Н., классные руководители

«Со спортом дружить – здоровым быть»

декабрь, апрель

Толочко Е.Н., классные руководители

2.3.

Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

2.3.1.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

учителя физической культуры, классные руководители

2.3.2.

Участие в ежегодных школьных, районных, городских спортивно-массовых мероприятиях

в течение года

учителя физической культуры

2.3.3.

Проведение танцевальных флеш-мобов

По плану работы оздоровительных лагерей на базе школы

Директор о/л

2.4.

Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

2.4.1.

Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности

сентябрь, январь

Федосик О.Д.

2.4.2.

Деловые игры «На что потратить жизнь?», «Я верю в себя», «10 слагаемых успеха»

в течение года

Федосик О.Д.

2.4.3.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

Федосик О.Д.

2.5.

Мероприятия по улучшению питания учащихся

2.5.1

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Водич Н.А.

2.5.2.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

в течение года

Совет по питанию

2.5.3.

Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню

в течение года

Водич Н.А.

III. Дополнительные мероприятия, проводимые в классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

классные руководители, учителя-предметники

 

IV. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей несовершеннолетних с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

декабрь

Попеляева Л.В., кл.руководители

4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

декабрь

администрация

 

План мероприятий по реализации программы

«Школа – территория здоровья»

в государственном учреждении образования

«Любищицкая средняя школа» на 2021 год

I. Организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о продолжении реализации проекта с  разработкой плана мероприятий на 2021 год

04.01

Попеляева Л.В.

1.2.

Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования

до 15.01

Кравец С.И.

1.3.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся

апрель

Попеляева Л.В., кл.руководители

1.4.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проводимых мероприятиях

согласно плану реализации

Попеляева Л.В., Федорук С.В.

1.5

Ознакомление  законных представителей несовершеннолетних с ходом реализации плана мероприятий посредством проведения родительских собраний, классных часов, родительских университетов

февраль

классные руководители

1.6.

Проведение анкетирования:

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

март

Попеляева Л.В., классные руководители

1.7

Составление расписания  учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

январь, сентябрь

Харитонович О.В.

II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1.

Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1

Повышение квалификации специалистов в ИРО, АПО и др. учреждениях

в течение года

Харитонович О.В.

2.1.2.

Укрепление материально-технической базы:

приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи, теннисные ракетки и пр.);  ремонт спортзала (1 эт.); приобретение новых классных досок (4 шт.)

в течение года

Лукашевич А.А., Павлович С.В.

2.1.3.

Организация повышения квалификации педагогических работников по направлению деятельности с учащимися (ЗОЖ) через рассмотрение актуальных вопросов по здоровьесбережению на МО классных руководителей

в течение учебного года

Попеляева Л.В.

2.1.4

Контроль уровня высоты столов и стульев в классах, коррекция их в течение года

в течение учебного года

Классные руководители

2.1.5

Проведение вакцинации учащихся и сотрудников школы. Сбор информации о ходе иммунизации

по плану

Заведующий ФАП

Попеляева Л.В.

2.2.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

УЗ «Ивацевичская ЦРБ»

2.2.2.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

 

Проведение Дней здоровья

 

2-я суббота каждого месяца

учителя физической культуры и здоровья

2.2.4.

Проведение тематических классных часов (примерная тематика):

«Овощи и фрукты – полезные продукты»,

«Глаза – окно в прекрасный мир чудес»,

«Гигиена – основа здоровья человека»,

«Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы»,

«Сон на службе у здоровья»,

«Компьютерное зазеркалье»,

«Здоровье моей семьи» и др.

На протяжении года

Классные руководители

2.2.5

Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования

 

зимние каникулы, летние каникулы

Администрация школы,

директор о/л

2.2.6

Проведение акций:

«Чистые руки» (1-4 кл.),

 «День без мобильного телефона» (5-11 кл.)

 первая неделя каждой учебной четверти

 Классные руководители, Толочко Е.Н.

2.2.7.

Проведение тематических бесед:

«Глаза требуют внимания»,

«О пользе утренней зарядки»,

«Слежу за своей осанкой сам» и др.

На протяжении года

Классные руководители

2.2.8.

Проведение профилактических недель и дней здоровья:

 

Неделя позитива «Улыбнись жизни»;

Неделя профилактики табакокурения;

Неделя профилактики ВИЧ/СПИД;

Неделя профилактика пьянства и алкоголизма;

 

Неделя безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни

 

 

 

 

 

сентябрь

 

ноябрь

 

декабрь

январь

 

 

в конце каждой учебной четверти

 

Толочко Е.Н., классные руководители

2.3.1

Пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, беседы, познавательные игры, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции).

 

к Международному  дню отказа от курения:

кл.часы «Никотину – нет!,  витаминам – да!» (5-7 кл.),

«Безопасных сигарет НЕТ!» (8-11 кл.),

конкурс рисунков и плакатов «Дыши свободно – курить не модно» (5-11 кл.);

 

ко Всемирному дню борьбы со СПИДом:

акция:

«СТОП СПИД» (5-11 кл.),

Выставка плакатов «Красная ленточка» (5-11 кл.)

 

ко Всемирному дню здоровья

акции:

«Будьте здоровы!» (1-4 кл.),

 «Выше, быстрее, сильнее – и будешь здоровее!» (5-11 кл.)

 

ко Всемирному дню без табака

акции: «За жизнь без табака» (акция в школе), «Мы против курения» (акция на территории сельского Совета)и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 18.11

 

 

 

 

 

 

До 01.12

 

 

До 7.04

 

 

 

До 31.05

 

 

 

 

 

 

 

Классные руководители, Толочко Е.Н.

 

 

Классные руководители, Толочко Е.Н.

 

 

Классные руководители, Толочко Е.Н.

 

Толочко Е.Н.

 

 

2.3.2.

Книжные выставки литературы в школьной библиотеке:

 

«Здоровый я – здоровая страна,

«О здоровье по капле. К роднику знаний!»,

«Секреты здоровья»,

«С гигиеной дружить – здоровым быть!»

 

 

 

1 уч.чтв.,

2 уч.чтв.,

 

3 уч.чтв.,

4 уч.чтв.

 

Якимович Н.Г.

2.4.

Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

2.4.1.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течение года

учителя физической культуры, классные руководители

2.4.2.

Участие в ежегодных школьных, районных, городских спортивно-массовых мероприятиях

в течение года

учителя физической культуры

2.4.3.

Проведение танцевальных флеш-мобов

По плану работы оздоровительных лагерей на базе школы

Директор о/л

2.5.

Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

2.5.1.

Проведение социометрии, теста на выявление уровня школьной тревожности

сентябрь, январь

Федосик О.Д.

2.5.2.

Деловые игры «Уверенный шаг», «Я верю в себя», «10 слагаемых успеха»

в течение года

Федосик О.Д.

2.5.3.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течение года

Федосик О.Д.

2.6.

Мероприятия по улучшению питания учащихся

2.6.1

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Водич Н.А.

2.6.2.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

в течение года

Совет по питанию

III. Дополнительные мероприятия, проводимые в классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

классные руководители, учителя-предметники

 IV. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий программы. Определение стратегии дальнейших действий.

декабрь

администрация