Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Что такое «Родительские университеты»?
Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Задачи "Родительских университетов":
построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;
пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Любищицкая средняя школа»
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и приказа отдела по образованию Пинского райисполкома и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок-старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе государственного учреждения образования «Любищицкая средняя школ»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
1-й класс |
||
21.09.2023 |
Адаптация учащихся в первом классе. |
Молош Е.В. |
23.12.2023 |
Режим дня школьника. |
Молош Е.В. |
22.02.2024 |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка. |
Молош Е.В. |
16.05.2024 |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
Молош Е.В. |
2-й класс |
||
21.09.2023 |
Беседа «Как родители могут помочь ребёнку учиться» |
Макар Т.Н. |
16.12.2023 |
Лекция «Главные правила здорового образа жизни»; беседа с элементами тренинга |
Макар Т.Н. |
15.02.2024 |
«Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка» |
Макар Т.Н. |
16.05.2024 |
Круглый стол "Трудовое воспитание детей в семье" |
Макар Т.Н. |
3-й класс |
||
21.09.2023 |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Калиновская Н.В. |
14.12.2023 |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Калиновская Н.В. |
29.02.2024
|
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни |
Калиновская Н.В. |
25.04.2024 |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Калиновская Н.В. |
4-й класс |
||
21.09.2023 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
Шляжко Н.Н. |
02.12.2023 |
Духовно- нравственное воспитание в семье |
Шляжко Н.Н. |
14.03.2024 |
Ребенок и компьютер |
Шляжко Н.Н. |
23.05.2024 |
Книги в жизни школьника |
Шляжко Н.Н. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
5-й класс |
||
21.09.2023 |
Адаптация ребенка в новом коллективе |
Лукашевич Е.А. |
21.12.2023 |
Ребенок среди сверстников |
Лукашевич Е.А. |
21.03.2024 |
Ваш ребенок вырос. |
Лукашевич Е.А. |
23.05.2024 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. |
Лукашевич Е.А. |
6-й класс |
||
28.09.2023 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Харитонович О.В. |
07.12.2023 |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
Харитонович О.В. |
14.03.2024 |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
Харитонович О.В. |
16.05.2024 |
Организация летнего отдыха подростков. |
Харитонович О.В. |
7-й класс |
||
20.10.2023 |
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. |
Снитко И.Л. |
22.12.2023 |
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
Снитко И.Л. |
22.03.2024 |
Как услышать ребенка, пока он не стал "трудным"? |
Снитко И.Л. |
24.05.2024 |
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков. |
Снитко И.Л. |
8-й класс |
||
21.09.2023 |
Жизненные цели подростка |
Снитко Л.В. |
21.12.2023 |
Трудности переходного возврата |
Снитко Л.В. |
21.03.2024 |
Интернет-зависимость: пути преодоления |
Снитко Л.В. |
16.05.2024 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях |
Снитко Л.В. |
9-й класс |
||
30.09.2023 |
«Портрет современного подростка» |
Федосик О.Д. |
25.11.2023 |
«Агрессия, ее причины и последствия» |
Федосик О.Д. |
24.02.2024 |
«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять?» |
Федосик О.Д. |
27.04.2024 |
«Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?» |
Федосик О.Д. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X класса
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
10-й класс |
||
19.10.2023 |
Круглый стол "Воспитание учащихся школьного возраста 15-16 лет в семье и школе". |
Махнач Л.Г. |
14.12.2023 |
Дискуссия "Правовое воспитание подростков". |
Махнач Л.Г. |
22.02.2024 |
Беседа за круглым столом "Роль семьи в формировании здоровья юношей и девушек". |
Махнач Л.Г. |
16.05.2024 |
Лекция "Старшеклассник перед выбором профессии. Как помочь?" |
Махнач Л.Г. |