Что такое «Родительские университеты»?
Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Задачи "Родительских университетов":
построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;
пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Любищицкая средняя школа»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и приказа отдела по образованию Пинского райисполкома и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
- Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок-старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе государственного учреждения образования «Любищицкая средняя школ»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
- Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
- Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
1-й класс |
||
21.09.2023 |
Адаптация учащихся в первом классе. |
Молош Е.В. |
23.12.2023 |
Режим дня школьника. |
Молош Е.В. |
22.02.2024 |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка. |
Молош Е.В. |
16.05.2024 |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
Молош Е.В. |
2-й класс |
||
21.09.2023 |
Беседа «Как родители могут помочь ребёнку учиться» |
Макар Т.Н. |
14.12.2023 |
Лекция «Главные правила здорового образа жизни»; беседа с элементами тренинга |
Макар Т.Н. |
15.02.2024 |
«Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка» |
Макар Т.Н. |
16.05.2024 |
Круглый стол "Трудовое воспитание детей в семье" |
Макар Т.Н. |
3-й класс |
||
21.09.2023 |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Калиновская Н.В. |
14.12.2023 |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Калиновская Н.В. |
29.02.2024
|
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни |
Калиновская Н.В. |
25.04.2024 |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Калиновская Н.В. |
4-й класс |
||
21.09.2023 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
Шляжко Н.Н. |
02.12.2023 |
Духовно- нравственное воспитание в семье |
Шляжко Н.Н. |
14.03.2024 |
Ребенок и компьютер |
Шляжко Н.Н. |
23.05.2024 |
Книги в жизни школьника |
Шляжко Н.Н. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
5-й класс |
||
21.09.2023 |
Адаптация ребенка в новом коллективе |
Лукашевич Е.А. |
21.12.2023 |
Ребенок среди сверстников |
Лукашевич Е.А. |
21.03.2024 |
Ваш ребенок вырос. |
Лукашевич Е.А. |
23.05.2024 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. |
Лукашевич Е.А. |
6-й класс |
||
28.09.2023 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Харитонович О.В. |
07.12.2023 |
Профилактика проблемного поведения подростков. |
Харитонович О.В. |
14.03.2024 |
Безопасность подростков в сети Интернет. |
Харитонович О.В. |
16.05.2024 |
Организация летнего отдыха подростков. |
Харитонович О.В. |
7-й класс |
||
20.10.2023 |
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. |
Снитко И.Л. |
22.12.2023 |
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
Снитко И.Л. |
22.03.2024 |
Как услышать ребенка, пока он не стал "трудным"? |
Снитко И.Л. |
24.05.2024 |
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков. |
Снитко И.Л. |
8-й класс |
||
21.09.2023 |
Жизненные цели подростка |
Снитко Л.В. |
21.12.2023 |
Трудности переходного возврата |
Снитко Л.В. |
21.03.2024 |
Интернет-зависимость: пути преодоления |
Снитко Л.В. |
16.05.2024 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях |
Снитко Л.В. |
9-й класс |
||
30.09.2023 |
«Портрет современного подростка» |
Федосик О.Д. |
25.11.2023 |
«Агрессия, ее причины и последствия» |
Федосик О.Д. |
24.02.2024 |
«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять?» |
Федосик О.Д. |
27.04.2024 |
«Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?» |
Федосик О.Д. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X класса
Дата проведения (возможны изменения) |
Тема родительского собрания |
Ответственный |
10-й класс |
||
19.10.2023 |
Круглый стол "Воспитание учащихся школьного возраста 15-16 лет в семье и школе". |
Махнач Л.Г. |
14.12.2023 |
Дискуссия "Правовое воспитание подростков". |
Махнач Л.Г. |
22.02.2024 |
Беседа за круглым столом "Роль семь и в формировании здоровья юношей и девушек". |
Махнач Л.Г. |
16.05.2024 |
Лекция "Старшеклассник перед выбором профессии. Как помочь?" |
Махнач Л.Г. |