Родительские университеты

Что такое «Родительские университеты»?

Назначение родительских университетов – психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

Задачи "Родительских университетов":

построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;

пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете

ГУО «Любищицкая средняя школа»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и приказа отдела по образованию Пинского райисполкома и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования. 

  1. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-  расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

-  взаимодействие с другими родительскими университетами. 

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень  «Мой ребенок-старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). 

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе государственного учреждения образования «Любищицкая средняя школ»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»; 

3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы. 

 5. Документация

- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте). 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Дата

проведения (возможны изменения)

Тема родительского собрания

Ответственный

1-й класс

21.09.2023

Адаптация учащихся в первом классе.

Молош Е.В.

23.12.2023

Режим дня школьника.

Молош Е.В.

22.02.2024

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Молош Е.В.

16.05.2024

Положительные эмоции в жизни школьника.

Молош Е.В.

2-й класс

21.09.2023

Беседа «Как родители могут помочь ребёнку учиться»

Макар Т.Н.

16.12.2023

Лекция «Главные правила здорового образа жизни»; беседа с элементами тренинга

Макар Т.Н.

15.02.2024

«Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»

Макар Т.Н.

16.05.2024

Круглый стол "Трудовое воспитание детей в семье"

Макар Т.Н.

3-й класс

 

21.09.2023

Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Калиновская Н.В.

14.12.2023

 Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Калиновская Н.В.

29.02.2024

 

Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни

Калиновская Н.В.

25.04.2024

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Калиновская Н.В.

4-й класс

21.09.2023

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Шляжко Н.Н.

02.12.2023

Духовно- нравственное воспитание в семье

Шляжко Н.Н.

14.03.2024

Ребенок и компьютер

Шляжко Н.Н.

23.05.2024

Книги в жизни школьника

Шляжко Н.Н.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Дата

проведения (возможны изменения)

Тема родительского собрания

Ответственный

5-й класс

21.09.2023

Адаптация ребенка в новом коллективе

Лукашевич Е.А.

21.12.2023

Ребенок среди сверстников

Лукашевич Е.А.

21.03.2024

Ваш ребенок вырос.

Лукашевич Е.А.

23.05.2024

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Лукашевич Е.А.

6-й класс

28.09.2023

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи.

 

Харитонович О.В.

07.12.2023

Профилактика проблемного поведения подростков.

Харитонович О.В.

14.03.2024

Безопасность подростков в сети Интернет.

Харитонович О.В.

16.05.2024

Организация летнего отдыха подростков.

Харитонович О.В.

7-й класс

20.10.2023

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

Снитко И.Л.

22.12.2023

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Снитко И.Л.

22.03.2024

Как услышать ребенка, пока он не стал "трудным"?

Снитко И.Л.

24.05.2024

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков.

Снитко И.Л.

8-й класс

21.09.2023

Жизненные цели подростка

Снитко Л.В.

21.12.2023

Трудности переходного возврата

Снитко Л.В.

21.03.2024

Интернет-зависимость: пути преодоления

Снитко Л.В.

16.05.2024

Культура поведения в конфликтных ситуациях

Снитко Л.В.

9-й класс

30.09.2023

«Портрет современного подростка»

Федосик О.Д.

25.11.2023

«Агрессия, ее причины и последствия»

Федосик О.Д.

24.02.2024

«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять?»

Федосик О.Д.

27.04.2024

«Профессиональная ориентация девятиклассников.

Как помочь подростку выбрать профессию?»

Федосик О.Д.

 

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X класса

Дата проведения

(возможны изменения)

Тема родительского собрания

Ответственный

10-й класс

19.10.2023

Круглый стол "Воспитание учащихся школьного возраста 15-16 лет в семье и школе".

Махнач Л.Г.

14.12.2023

Дискуссия "Правовое воспитание подростков".

Махнач Л.Г.

22.02.2024

Беседа за круглым столом "Роль семьи в формировании здоровья юношей и девушек".

Махнач Л.Г.

16.05.2024

Лекция "Старшеклассник перед выбором профессии. Как помочь?"

Махнач Л.Г.