Профориентация

 

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

Средние специальные заведения города Бреста

Военное образование в Республике Беларусь

 

 

Специализированный лицей МВД

Ивацевичский районный отдел Следственного комитета осуществляет отбор кандидатов для поступления на следственно-экспертный факультет учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

На основании письма Ивацевичского отдела Следственного комитета Республики Беларусь от 27.10.2023 № 16/10-3997 ГУМУ «Ивацевичский районный учебно-методический кабинет» информирует.

Ивацевичский районный отдел Следственного комитета осуществляет отбор кандидатов для поступления на следственно- экспертный факультет учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

Абитуриентам предлагается:

бесплатное высшее юридическое образование (срок обучения –     4 года, специальность – правоведение, специализация – судебно- прокурорско-следственная деятельность, квалификация юрист);

полное государственное обеспечение на период обучения (обеспечение жильем, питанием, форменным обмундированием и денежным довольствием);

гарантированное трудоустройство в подразделениях Следственного комитета Республики Беларусь Брестской области;

после окончания обучения – присвоение специального звания «лейтенант юстиции»;

социальная защита, предусмотренная законодательством для сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь и членов их семей (возможность получения арендного жилья и перспектива;

строительства собственного жилья с использованием льготного кредита, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, государственное страхование и др.);

отсутствие необходимости прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Чтобы стать курсантом Академии МВД и обучаться в интересах Следственного комитета необходимо до 15 апреля 2024 года лично обратиться в Ивацевичский районный отдел Следственного комитета для прохождения собеседования и получения справки-рекомендации для поступления на следственно-экспертный факультет Академии МВД.

Наш адрес: ул. Щорса, д.11, г. Ивацевичи.

Контактные телефоны: 92683, 92702.

свернуть

План профориентационной работы

Военное образование в РБ

О работе нового цифрового сервиса «Шаг в профессию»

На портале государственной службы занятости населения в открытом доступе по адресу: https://gsz.gov.by/popr/ размещен новый цифровой сервис – «Шаг в профессию». Он используется  для оказания профориентационной поддержки в выборе профессии.

Сервис включает тестирование по трем типам: профориентация;

 профотбор; комплексное тестирование.

Кроме этого,  сервис позволяет не только пройти углубленное исследование (определить сферу интересов и возможностей), но и узнать о востребованности выбранной профессии на рынке труда.

свернуть

Рекомендации педагога-психолога по профориентации обучающимся

Рекомендации педагога-психолога

по профориентации обучающимся

 

Ошибки в выборе профессии

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
  • Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
  • Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
  • Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
  • Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ: Изучи глубже самого себя:

  • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованность плана с потребностями рынка труда.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

  • ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.
  • ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
  • ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности: 1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией. 2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности. 3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником». 4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

 

свернуть

ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РБ

Академия Министерства внутренних дел РБ

БГУИР приглашает на обучение

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

'БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ'

приглашает на Обучение

на базе общего среднего образования:

Очная форма обучения: обучение за счет средств бюджета и на платной основе

технико-технологический профиль - 34 специальности вступительные испытания: централизованное тестирование по трём предметам - белорусский (русский) язык (по выбору), математика, физика.

экономический профиль - 2 специальности

вступительные испытания: централизованное тестирование по трём предметам - белорусский (русский) язык (по выбору), иностранный язык, физика.

срок обучения - 4 года

Заочная (дистанционная) форма обучения: обучение за счет средств бюджета и на платной основе

технико-технологический профиль - 10 специальностей вступительные испытания: централизованное тестирование по трём предметам - белорусский (русский) язык (по выбору), математика, физика.

экономический профиль - 2 специальности

вступительные испытания: централизованное тестирование по трём предметам - белорусский (русский) язык (по выбору), иностранный язык, физика.

срок обучения - 5 лет

Больше информации на сайте https://abitur.bsuir.by

Отдел сопровождения приемной комиссии (консультирование по вопросам поступления и проведения вступительной кампании) +375 17 293 88 15 prcom@bsuir.by

г. Минск, ул. П.Бровки, д.4, каб. 310

свернуть

Что ожидает  детей с ОПФР на пороге ВУЗов и средних специальных учебных заведений

Что ожидает  детей с ограниченными физическими возможностями на пороге ВУЗов и средних специальных учебных заведений?

Существуют ли для них какие-либо льготы, и каковы особенности профессионального консультирования? С какими условиями предстоит столкнуться студентам-инвалидам в учебных заведениях и какое трудоустройство им предрекают?

Инвалиды в Беларуси могут поступать почти во все учебные заведения страны, кроме медицинских специальностей. О перспективах профессионального самоопределения можно посоветоваться с проф-консультантом районной службы занятости, а также с врачом-реабилитологом в поликлинике по месту жительства. Хорошо успевающие студенты-инвалиды могут претендовать на именную стипендию Белорусского общества инвалидов.

В целях социальной защиты Правилами приема в высшие учебные заведения, Правилами приема в средние специальные учебные заведения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 07.02.2006 № 80, лицам с ограниченными возможностями предусмотрен ряд льгот. В частности, абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для учёбы по избранной специальности, сдают вступительные экзамены в вузе (ссузе). Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией учреждения образования с учетом особенностей психофизического развития абитуриента. Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, о том, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности, имеют преимущественное право при зачислении (при равном общем количестве баллов). Абитуриенты данной категории имеют право на получение образования в заочной форме за счет средств бюджета.

Итоги зачисления последних 3-х лет свидетельствуют о том, что абитуриенты из числа детей-инвалидов успешно участвуют в конкурсном отборе.

Для создания равных возможностей при получении высшего образования предусмотрено обучение инвалидов по зрению по дистанционной форме, которое осуществляется в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском национальном техническом университете, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Полоцком государственном университете, Белорусско-Российском университете, Белорусском государственном университете.

Белорусской компанией «Сакрамент ИТ» в 2006 году разработана компьютерная программа Sakrament BookAssist, предназначенная для озвучивания цифровых учебников, одним из вариантов применения которой является ее использование в процессе обучения незрячих людей. Разработана методология и методика адаптации учебников к изданию их в виде цифровых книг в данной компьютерной среде.

На базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству создана многопрофильная ресурсно-методическая лаборатория по развитию информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в специальном образовании «Образование без границ». Лаборатория предназначена для обучения студентов и повышения квалификации специалистов по вопросам применения информационных коммуникационных технологий в обучении и социальной адаптации лиц с ограничениями, а также для обучения пользователей с ОПФР основам применения средств ИКТ.

 Трудоустройство. Выпускникам – инвалидам I или II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляется место работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы. Выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, место работы предоставляется по желанию выпускника и при наличии возможности по месту жительства данного родителя, мужа (жены).

Молодые специалисты, заключившие трудовой договор, освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случаях, если: они являются инвалидами I, II групп или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I, II групп при невозможности предоставления работы по месту жительства этих родителей, мужа (жены) путем перераспределения.

Условия (специальные парты, сидения, подъёмники…) для обучения студентов-инвалидов в учебных заведениях. Постоянно ведется работа по улучшению имеющихся образовательных условий для студентов с особенностями психофизического развития через создание системы поддержки образовательного процесса, которая включает: для студентов с нарушением слуха — коррекционную составляющую, сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного материала, применение современных специальных сурдотехнических устройств, технических средств обучения; для студентов с нарушением зрения — лупы, настольные лампы, учебники и учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, записи лекций на электронных аудио носителях; для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата — установку специального оборудования (сантехнического, лифтов, дверных приспособлений и т. д.). Студентам — инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предоставляются места для проживания в общежитиях улучшенной планировки, выделяются места на нижних этажах.

Достойные условия для лиц с ограниченными возможностями в учебных заведениях создаются постепенно. Но для настойчивых людей, как известно, коляска на пути к знаниям — не препятствие.

свернуть