ЗОЖ

Мой путь спорт

https://waytosports2021.bitrix24site.by      

 этот адрес сайта  Проекта «Мой путь в спорт»  

 

@way_to_sports

Это ссылка в Инстаграм Проекта «Мой путь в спорт»  

 

свернуть

Всемирный день некурения

18 ноября – Всемирный день некурения.

Профилактика онкологических заболеваний

 

Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком (UICC) в третий четверг ноября проводится День некурения с целью призвать всех курящих отказаться от этой пагубной привычки, чтобы снизить риск развития раковых заболеваний.

На сегодняшний день табак является самым распространенным и доказанным канцерогеном для человека. Табачный дым содержит более 4 тысяч химических соединений, из которых 43 являются известными канцерогенами.

По данным Всемирной организации здравоохранения курение является причиной около 40% общей смертности населения и основной причиной преждевременной смерти, которую можно избежать.

На особом месте среди болезней, связанных с курением, находятся злокачественные новообразования. В настоящее время доказана связь табакокурения с 18 формами рака у человека. В первую очередь это рак легкого, пищевода, полости рта и глотки, гортани. С потреблением табака связано большое число случаев рака мочевого пузыря и поджелудочной железы и меньшее - рака почки, желудка, молочной железы, шейки матки, носовой полости и др.

Многие ведущие онкологи мира сделали вывод, что борьба с курением и полный отказ от табака обеспечит снижение заболеваемости раком легкого не менее чем на 30 %.

Рак бронхолегочной системы

Вероятность возникновения злокачественной опухоли легких зависит от возраста начала курения, стажа и количества выкуриваемых сигарет: чем больше сигарет выкуривается за день, чем больше стаж курения и чем моложе возраст начала курения, тем выше риск заболевания. Установлено, что у выкуривающих в день больше 1 пачки сигарет риск заболевания раком легкого выше, чем у некурящих, в 15–25 раз, а у злостных курильщиков, выкуривающих 2 и более пачек сигарет в день, выше в 60 раз.

Наиболее высокая вероятность заболеть раком легкого отмечается у курильщиков после 20-летнего стажа курения. Для мужчин, начавших курить в возрасте до 15 лет, риск умереть от рака легкого в 3,4 раза выше по сравнению с теми, кто начал курить в возрасте старше 25 лет. Для женщин этот риск выше в 2,4 раза.

В Брестской области ежегодно выявляется около 600 случаев рака трахеи, бронхов и легких. В 2020 году заболеваемость данной патологией составила 41 случай на 100 000 населения. Причем заболеваемость мужского населения области практически в 7 раз выше женского населения. А заболеваемость сельского населения в 1,4 раза выше городского.

Рак полости рта и глотки

Риск развития рака полости рта и глотки у курящих выше в 2–3 раза в сравнении с некурящими. А у тех, кто выкуривает больше 1 пачки сигарет в день, риск онкологических заболеваний этих органов выше в 10 раз.

Заболеваемость раком полости рта за последние 10 лет возросла практически вдвое: если в 2011 году выявлялось около 100 случаев рака полости рта, то в 2020 – около 200 случаев, из них 92% приходится на мужчин.

Рак пищевода

По сравнению с некурящими риск возникновения рака пищевода у курящих в 5 раз выше.  За последние 10 лет в Брестской области, как и с Республике Беларусь в целом, заболеваемость раком пищевода возросла в 1,5 раза. Около 90% заболевших составляют курящие мужчины.

Смертность от раковых заболеваний

По данным Международного союза по борьбе с раком (UICC) сегодня 30% всех случаев смерти от рака связаны с курением.

В Брестской области смертность от рака трахеи, бронхов и легких занимает лидирующее место в структуре онкологических болезней. В 2020 году среди умерших от злокачественных новообразований на долю умерших от рака легкого пришлось 16%,  из них 88% составили курящие мужчины.

С ростом заболеваемости раком полости рта и глотки отмечается и рост смертности от данной патологии. Из общего числа умерших от рака полости рта и глотки курящие мужчины составили 98%.

Смертность от рака пищевода за последние 10 лет в области возросла практически в 2 раза. Из общего числа умерших от рака пищевода курящие мужчины составили 92%.

Пассивное курение

Курение наносит существенный вред здоровью курильщика. К сожалению, далеко не все понимают, что табачный дым опасен не только для курильщика, но и для тех, кто находится рядом с ним. Значительная часть населения подвержена пассивному курению. Ученые подсчитали, что пребывание в накуренном помещении в течение рабочего дня подвергает некурящего к такому же риску заболеваний, как человека, выкурившего по 5 сигарет в день. 

И, помните, что основной мерой профилактики вредного влияния курения на организм человека является полный отказ от курения и избегание длительного нахождения рядом с курящими.

свернуть

День диабета

14 ноября – Всемирный День Диабета

 

Сахарный диабет (СД) занимает приоритетное место среди международных медико-социальных задач, стоящих перед здравоохранением. По данным Международной диабетической федерации, в 2020 году количество пациентов с СД в мире превысило 463 миллиона, при этом предполагается, что каждый второй пациент не выявлен.

В Республике Беларусь на начало текущего года состояло под наблюдением 356 945 пациентов с СД, из них 18 251 с СД 1 типа, в т.ч. 2 606 детей. Последних пять лет в детской популяции нашей страны сохраняются высокие показатели первичной заболеваемости СД 1 типа со смещением пиков манифестации заболевания в более юный возраст. По данным Республиканского регистра 2020 года в более чем половине случаев СД 1 типа был впервые диагностирован у детей в возрасте от 0 до 10 лет. Ежегодный прирост числа пациентов с сахарным диабетом в нашей стране составляет 5-8%. За последние 20 лет количество пациентов с СД увеличилось в 3 раза.

В Брестской области, как в целом по Беларуси, регистрируется рост первичной заболеваемости и распространённости сахарного диабета. За последние 10 лет количество таких пациентов увеличилось почти в 2 раза: если в 2010 году было зарегистрировано 31658 пациентов с сахарным диабетом, то в 2020 - 52531 человек. Взрослые пациенты с сахарным диабетом составляют 99,3% от общего количества лиц с диабетом, из них пациенты с сахарным диабетом 2 типа- 94,6%. Распространенность диабета среди взрослого населения города составляет 4,8%. В 2020 году прогнозируемо снизилось число впервые выявленных случаев диабета - 4159 новых случаев (2019 г.- 5030), первичная заболеваемость сахарным диабетом населения Брестской области составила 302,51 на 100 000 человек населения.

Международная федерация диабета ежегодно определяет девиз и главное направление медико-социальных мероприятий, приуроченных к Всемирному Дню Диабета. Темой  2021 года является «Доступ к лечению диабета». Это связано с тем, что увеличение числа людей с СД во всем мире требует все больших затрат ресурсов системы здравоохранения. Спустя столетие после его открытия инсулин и другие фундаментальные компоненты лечения диабета остаются недоступными для многих, кто в них нуждается. Миллионы людей с диабетом во всем мире не имеют доступа к лечению диабета.

В нашей стране организация оказания медицинской помощи пациентам с СД является важным приоритетом демографической политики. На основании существующей нормативно-правовой базы пациенты с сахарным диабетом (граждане нашей страны) обеспечиваются инсулином и таблетированными глюкозоснижающими лекарственными средствами бесплатно за счет средств республиканского (инсулины) и местного (таблетированные препараты) бюджетов. В 2021 году на инсулинотерапии находятся 83 764 пациентов с СД, из них 2 606 детей.

В результате внедрения концепции инсулинотерапии в Республике Беларусь до 2025 года, утвержденной приказом Минздрава от 10.04.2020 №417 «Об обеспечении пациентов с сахарным диабетом лекарственными средствами инсулина» в 2021 году удельный вес пациентов с СД 1 типа, использующих в лечении аналоги инсулина, составил 53% (2019 год -31%), количество пациентов, получающих картриджную форму инсулина в 2021 году увеличилось на 4000, в 2022 году планируется полный переход пациентов с СД 1 типа на использование данной формы введения инсулина. При этом в структуре закупки генно-инженерных инсулинов на 2021 год доля отечественных инсулинов составляет 88%.

Пациенты с сахарным диабетом обеспечиваются государством средствами введения инсулина и самоконтроля уровня глюкозы в крови (тест-полоски, глюкометры).

Важным компонентом лечения пациентов с СД является терапевтическое обучение пациентов. Государственной программой предусмотрено дальнейшее внедрение приказа Минздрава от 23.01.2020 № 47 «О совершенствовании системы обучения пациентов с сахарным диабетом». В рамках реализации данного мероприятия коллективом авторов разработано и издано методическое руководство «Школа пациентов с сахарным диабетом: основы самоконтроля и управления заболеванием». Данным руководством обеспечены все 225 «Школ диабета».

С учетом эпидемиологической обстановки развивается дистанционная форма обучения в «Школе диабета»: Республиканским центром медицинской реабилитации и бальнеолечения проводится обучение пациентов с СД 1 типа, пациентов на помповой инсулинотерапии, широко востребована пациентами дистанционная «Школа диабета», организованная Республиканским центром эндокринологии, городским эндокринологическим диспансером г.Минска.

Среди приоритетных направлений в развитии диабетологической помощи Республики Беларусь – улучшение преемственности в работе со смежными специалистами (врачами общей практики), информирование широких слоев населения о факторах риска, возможностях профилактики и раннего выявления заболевания, диагностики и профилактики осложнений, повышение мотивации пациентов к самоконтролю, использование современных медицинских технологий в диагностике, лечении и наблюдении пациентов, создание межрайонных центров по ранней диагностике осложнений сахарного диабета.

 

свернуть

"Центр наглядной профилактики" Брестского областного ЦГЭиОЗ

30.03.2021

Обратите внимание на:

1. https://disk.yandex.by/d/3yFr2tUYaaL_bg/Листовка%20ЦНП.jpg - листовка о Центре наглядной профилактики;

2. https://vk.com/cnpcentrpro - страница в социальных сетях "Мы Вконтакте".

свернуть

Профилактика стоматологических заболеваний

Болезни периодонта и кариес зубов относят к наиболее распространенным стоматологическим заболевания среди населения Республики Беларусь. Эпидемиологическими исследованиями было установлено, что распространённость кариеса среди взрослого населения составляет 100%, а заболеваний периодонта 98,5%. Стоматологические заболевания не представляют угрозу для жизни, однако если не остановить эти процессы, зубы постепенно будут разрушаться, что приведет к их потере, а это значительно влияет на жизнь человека.

    Развитие стоматологических заболеваний зависит от нескольких факторов – это наличие микроорганизмов и питательного субстрата для них, времени воздействия продуктов жизнедеятельности бактерий, резистентности эмали и свойств слюны. На все эти факторы можно повлиять тремя путями: гигиена полости рта, использование фторидов, рациональное питание.

      Необходимо чистить зубы 2 раза в день, утром – после еды, вечером – перед сном. Зубные щетки рекомендуется использовать из искусственной щетины средней или мягкой степени жесткости. Размер рабочей части подбирается индивидуально. Каждые 2-3 месяца необходимо менять зубную щетку, хранить чисто вымытой в вертикальном положении головкой щетки вверх.

   На территории Республики Беларусь отмечается очень низкое содержание фтора в питьевой воде (0.1-0.4 мг/л при норме 0.8-1.2 мг/л). Поэтому рекомендуется использовать фторсодержащие пасты с концентрацией фтора не меньше 1400 ppm – для взрослых и 500 ppm – для детей. В остальном, выбор пасты зависит от вкусовых предпочтений и финансовых возможностей. Однако пасты с некоторыми добавками могут быть рекомендованы стоматологом при индивидуальном подборе средств гигиены. Не стоит отдавать предпочтение исключительно отбеливающим пастам: в их состав включен сильный абразив, который может вызвать чувствительность эмали. Используйте их курсом в 2-3 недели и чередуйте с пастой для чувствительных зубов. Не стоит использовать такие народные способы отбеливания как сода, лимонный сок, активированный уголь, зубной порошок – это сделает зубы белее, но не здоровее. При необходимости проконсультируйтесь на данную тему с врачом-стоматологом, он подберет для вас безопасный и эффективный способ сделать ваши зубы белее.

     Кроме того, существуют дополнительные средства гигиены полости рта. К ним относят зубные нити (флоссы), ополаскиватели, межзубные ёршики, шипучие таблетки и щётки для чистки протезов, скребки для языка. Необходимые средства гигиены также поможет подобрать стоматолог и научит правильно пользоваться ими.

   Два раза в год необходимо посещать врача-стоматолога для профилактического осмотра, проведения профессиональной гигиены и обследования ротовой полости. На приеме стоматолог скорректирует индивидуальную гигиену и предложит лечение при необходимости. Также стоматолог проведет местную фторпрофилактику препаратами с высокой концентрацией фтора, что позволит повысить устойчивость тканей зуба к развитию кариеса.

    Немаловажную роль в профилактике стоматологических заболеваний играет сбалансированное питание. Рациональный режим питания предполагает 3 основных приема пищи и 2 перекуса. Необходимо ограничить употребление углеводов и отдавать предпочтение продуктам с высоким содержанием белка. К наиболее опасным с точки зрения образования кариеса относятся конфеты, шоколад, булочки, газированная вода с высоким содержание сахара и т.д. Употребить такие продукты, при невозможности отказаться от них совсем, лучше за несколько минут перед чисткой зубов.

         На состояние здоровья ротовой полости существенно влияет курение. Кроме неприятного запаха и изменения цвета зубов за счет окрашивания зубного налёта, курение приводит к хроническому раздражению слизистой оболочки, что способствует прогрессированию заболеваний периодонта и появлению новообразований. Для сохранения собственной улыбки и здоровья в целом необходимо как можно скорее избавиться от этой вредной привычки.

     Удаление даже одного зуба ведет к необратимым изменениям: зубы, которые ограничивают дефект, со временем наклоняются в сторону удаленного зуба или происходит потеря контакта межу фронтальной группой зубов и появляются межзубные промежутки. Также происходит выдвижение зубов-антагонистов в сторону свободного места. Эти изменения ведут к неравномерному распределению жевательной нагрузки, перегрузке отдельных зубов и как следствие к их потере. Таким образом, протезирование при потере зубов можно рассматривать как профилактику необратимых изменений.

 

УЗ «Брестская областная стоматологическая поликлиника»

Врач-интерн Костюкович Е. А.

свернуть

Значение гигиены полости рта при сахарном диабете

Сахарный диабет является серьёзной медико-социальной проблемой XXI века. В последние 5 лет распространенность этой болезни увеличивается на 6-10% в год. Данное заболевание влияет и на состояние полости рта. При повышенном содержании глюкозы в крови агрессивность патогенных микроорганизмов повышается, а иммунная защита организма снижается, что приводит к проявлению хронических воспалительных процессов. Пациент с сахарным диабетом может жаловаться на жжение языка и слизистой оболочки, изменения вкусовых ощущений. Также отмечается сухость полости рта, из-за чего может появится неприятный запах, развиться кандидоз и даже кариес. Осложнения сахарного диабета ведут к прогрессированию болезней периодонта. Кроме этого, увеличивается время заживления раны при травмах или оперативных вмешательствах.

При своевременном приеме лекарственных средств, назначенных лечащим врачом, и соблюдении всех рекомендаций содержание глюкозы в крови приходит к нормальным значениям. На фоне компенсированной стадии сахарного диабета сохранить стоматологическое здоровье возможно при соблюдении следующих правил:

– чистить зубы после каждого приема пищи;

– использовать зубную щетку с мягкой щетиной;

– использовать флосс (зубную нить) не реже одного раза в день;

– 2 раза в год необходимо проходить осмотр и проводить профессиональную чистку у стоматолога;

– при ношении ортодонтических аппаратов необходимо незамедлительно сообщать стоматологу о травмах мягких тканей полости рта дугой или брекетом;

– при использовании съемных зубных протезов необходимо ежедневно снимать и чистить их;

– следует строго соблюдать рекомендации врача, направленные на заживление тканей после стоматологического лечения

– следует проконсультироваться с врачом о способах избавления от курения, если вы подвержены данной вредной привычке.

 

УЗ «Брестская областная стоматологическая поликлиника»

Врач-интерн Костюкович Е.А.

свернуть

Рекомендации педагогам по сохранению психологического здоровья учащихся

 

  1. Моделируйте образовательную среду урока, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
  2. Создайте на уроках благоприятный психологический климат, атмосферу терпимости и доброжелательности.
  3. Учите учащегося видеть свою меру ответственности в происходящих с ним событиях, его действиях, поступках.
  4. Помогайте учащемуся овладевать деятельностью пошагово, каждый раз выделяя критерии успешности в движении к намеченной цели.
  5. Соизмеряйте требования к учащемуся с его реальными возможностями.
  6. Учитывайте состояние здоровья учащегося. Особенности поведения учащегося зависят даже от незначительных отклонений в работе центральной нервной системы.
  7. Учитывайте возрастные психолого-педагогические особенности.
  8. Отделяйте поведение, поступки учащегося от его намерений. Помните, что намерения обычно бывают хорошими, а вот способы их реализации не всегда приемлемыми. Осуждая поступок, не осуждайте учащегося.
  9. Старайтесь замечать даже небольшое движение учащегося в реализации намеченной цели.
  10. При проведении контрольных работ будьте доброжелательны, не запугивайте учащихся сложностью предстоящей работы или возможными негативными последствиями неудачи.
  11. Постарайтесь обращаться к учащемуся, используя позитивные слова.
  12. Помните, что Ваше настроение передается группе, контролируйте свои эмоции.
  13. Используйте на уроке разнообразные задания и виды деятельности, чтобы каждый учащийся смог проявить себя.
  14. Придерживайтесь демократического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Сотрудничество оптимальный стиль взаимодействия.
  15. Обязательно оказывайте ребенку психолого-педагогическую поддержку. Истинная поддержка основывается на акцентировании способностей ребенка, его положительных сторон. Помогайте учащемуся обрести уверенность в своих возможностях справиться с поставленной задачей.
  16. Дайте возможность учащемуся пережить хотя бы незначительный успех на занятии, используйте позитивное подкрепление.
  17. Соблюдайте золотое правило педагогики: хвали при всех, ругай по- одиночке.
  18. Учитывайте индивидуально-психологические особенности учащегося при похвалах и порицаниях: экстравертам требуется больше словесных поощрений, интроверты судят о вашем отношении по действиям и поступкам. Одному учащемуся достаточно маленького замечания, а другой не реагирует даже на серьезные порицания.
  19. В любой ситуации выручает мягкий юмор. Он позволяет разрешить ситуацию, сохраняя психологическое благополучие всех ее участников.
  20. Старайтесь думать об учащихся позитивно, так как учащиеся «чувствуют» отношение педагога на расстоянии. Будьте доброжелательны.
  21. Формулируйте свои мысли в виде Я - высказываний. Например:«Мне хотелось бы, чтобы ты еще поработал над своим сочинением». Избегайте ненужных вопросов: «Ты собираешься дорабатывать свое сочинение?» Такие вопросы несут в себе негативное отношение и вызывают раздражение ребенка.
  22. Особое внимание уделяйте детям-интровертам на уроках. Такие дети мало говорят на уроке, редко поднимают руку. Важно, чтобы учитель умел видеть по ребенку, что тот мысленно работает вместе с ним и готов ответить. Интровертный учащийся ждет, когда педагог сам обратиться к нему, и может не поднять руку даже тогда, когда очень хорошо знает учебный материал. Если ребенок-интроверт, редко поднимающий руку, поднял ее, учителю стоит отдать ему преимущество перед детьми-экстравертами, т.к. вряд ли он поднимет руку во второй и, тем более в третий раз. Учащегося же экстраверта не смущает тот факт, что учитель «не замечает» его руку и он настойчиво будет поднимать ее еще и еще.
  23. Старайтесь уделить внимание интровертному ребенку и во вне- классной работе, так как он ответственный человек. Он тщательно выполнит порученную ему работу, однако никогда не попросит ее сам. Таким образом, интроверт часто остается не у дел, так как, по мнению учителя он сам не хочет ничего делать.
  24. Соблюдайте требования СанПина, не перегружайте учащихся домашними заданиями. Помните, что когда на человека сваливается такое количество дел, которое он явно сделать не в состоянии, срабатывает психологическая защита и человек не  делает  ничего, даже того, что мог бы сделать.
  25. Соблюдайте чувство меры, предлагая распространенные ныне «творческие» задания, сочинения, рефераты, рисунки к рассказам, составление кроссвордов и т.п. Отрицательные стороны неразумного использования творческих заданий их выполнение требует гораздо большего времени, чем выполнение обычных, стандартных заданий, не все учащиеся умеют и любят рисовать или сочинять, и слишком частое обращение к таким заданиям их раздражает.
  26. Равномерно распределяйте поручения и обязанности. Учащийся никогда не станет ответственным, если ему не за что отвечать.
  27. Следите за тем, чтобы общественные роли и поручения менялись. Важно, чтобы учащийся нашел свою нишу, выбрал свой стиль, а это возможно, если он попробует себя в разных ролях.
  28. Устраивайте в середине урока минутки отдыха: это может быть физкультминутка или удачная шутка, помогающая снять утомление.
  29. Следите, чтобы в кабинете постоянно был доступ свежего воздуха, так как в душном помещении резко снижается работоспособность учащихся.
  30. Стремитесь, чтобы чаще во время занятия присутствовал диалог, вместо монолога, так как обсуждение в группах дает 50% усвоения, обучение практикой действий 70%, а выступление в роли обучающего 90%.
  31. Во время занятия необходимо задействовать все каналы получения информации, избегайте перегрузки одного(слухового, зрительного или др.)
  32. Анализируйте формы и методы воздействия на личность учащихся, старайтесь пользоваться наиболее эффективными, часто учитель автоматически выбирает один метод(повышение голоса), который не приводит к желаемым результатам, а только ухудшает самочувствие и педагога и учащегося.

 

свернуть