Информационные материалы и рекомендации для родителей учащихся 1-4 классов

Школа – ступенька к успеху

Родительский университет

I ступень —«Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I—IV классов

 

Тема: Школа – ступенька к успеху.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной и внеучебной деятельности обучающихся

 Задачи:

  • рассмотреть в ходе родительского собрания значимость поддержки ребенка в его учебной и внеучебной деятельности со стороны родителей
  • показать пути повышения успеваемости школьника (организованность, постановка цели, достижение результата)
  • выработать совместные действия родителей и педагогов по стимулированию познавательной деятельности и достижению успехов учащихся

 

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина  перед другими людьми, перед всей стра­ной».

 А. С. Макаренко

Ход собрания

 

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго остаётся в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути.

Видеть и положительно оценивать любые успехи ребёнка на пути к цели, искренне радоваться победам и достижениям, верить в успех и вселять эту веру в ребёнка – именно эти задачи совместно решают семья и школа.

Родители, отдавая ребёнка в школу, очень надеются на то, что он будет успешен не только в учёбе, но и в отношениях с одноклассниками, педагогами. А если ребёнок успешен в школе, то и во взрослой жизни его ждет успех. Так ли это?

Каждый пришедший в школу ребёнок получает возможность для самореализации, т.е. найти и проявить себя в каких-то видах деятельности, самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать успех, что обеспечит ему в дальнейшем конкурентоспособность в обществе.

Чтобы личность была успешной, она должна воспитываться на достойных примерах, и прежде всего, на примерах родителей и педагогов. Многие из них уже достигли вершин профессионального мастерства, и не останавливаются на этом. И уже обучающиеся достигают успехов. Многие ребята имеют активную жизненную позицию, являются участниками мероприятий, не только в школе, но  на районном уровне.

Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Уже в школе дети осознают себя частью общества, для которого ценны и важны их успехи и достижения. Младшие школьники чувствуют себя значимыми, нужными, любят и хотят выполнять различные поручения. Они ждут возможности проявить себя различных секторах (учебном, спортивном, культмассовом, трудовом). Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

Еще раз повторюсь, что основная деятельность учащихся общеобразовательной школы – это учение, овладение знаниями, умениями и навыками, требующих от самого ученика интеллектуальных, волевых и физических усилий, стимулирующих его развитие.  Научить учиться – одна из главных задач обучения, от которой зависит дальнейшая успешность.

В школьном возрасте у ребенка сформировывается самооценка, которая сильно подвержена влиянию окружающих. В свой адрес дети слышат: этот ребёнок способный, другой – неспособный, а третий – способный, но лентяй и т.д.  Здесь главное помочь школьнику организовать свою деятельность, чтобы повысить интерес к учёбе и в дальнейшем видеть успешность своего дела.

Чтобы показать пути повышения успеваемости школьника, научить его быть организованным, уметь ставить цель и учиться достигать результата,  предлагаем вам следующую памятку «Чтобы школьные годы не прошли зря».

Предлагаем пять ключей к успеху.

  1. Развивай заинтересованность. Чтобы быть заинтересованным в каком-то деле, нужно видеть его практическую пользу. В чём польза от учебы в школе? Она помогает приобрести знания. Чтобы учеба была успешной, нужны надежные «друзья»:
  • Мыслительные способности. Приобретая их, человек учится решать свои проблемы, а не надеяться, что его всегда будут выручать другие.
  • Социальные навыки. Общение с разными людьми в школе дает возможность усовершенствовать такие качества, как долготерпение и самообладание, а также терпимость, уважение к другим и умение сочувствовать. Ведь все это очень пригодится во взрослой жизни!
  • Практическая польза. Школа способна научить правильному отношению к труду. Чем больше расширяешь познания об окружающем мире, тем лучше понимаешь себя и принципы, по которым живешь.  ИТОГ. Без образования не обойтись, не стоит зацикливаться на том, как тебе не нравится школа. Вместо этого лучше развить к ней интерес, поразмышляв над вышеприведенными аргументами.
  1. Будь организованным. Немного усилий, потраченных на то, чтобы стать организованным, окупятся с лихвой: у тебя будет больше времени, меньше беспокойств и лучше успеваемость.
  • Составь график. Совет: Составь список дел в блокноте либо сделай заметку на телефоне или каком-то другом электронном устройстве.
  • Не откладывай на потом. Совет: Запланируй делать уроки, как только приходишь домой, прежде чем включишь телевизор или начнешь заниматься чем-то другим интересным.
  • Держи в порядке школьные принадлежности. Совет: Держи свою школьную сумку или рюкзак в чистоте и порядке, чтобы все можно было легко найти.

ИТОГ. Организованность поможет не нервничать, ничего не забывать, не опаздывать и не чувствовать, что на важные дела не хватает времени.

  1. Проси помощи. Поддержка других очень важна. И не только в школьные годы, но и в дальнейшей жизни.
  • Семья. Совет: Для начала спроси папу или маму, как они справлялись с предметом, с который тебе дается с трудом. Если у них были хорошие успехи, можно попросить их о помощи.
  • Учителя. Большинство учителей будут рады узнать, что какой-то ученик искренне хочет учиться лучше, и с удовольствием ему помогут.
  • Зрелые друзья. Возможно, тебе бы мог помочь хороший друг семьи. Запомни: в большинстве случаев успех - это результат усилий многих, а не одного.

ИТОГ. Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощи.

  1. Поддерживай свое здоровье. От состояния здоровья зависит успеваемость в школе и качество жизни.
  • Отдых. Если человек не досыпает, то у него усталый вид, притупляется мышление, появляется вялость и даже может развиться депрессия. Достаточный же сон придает бодрости и энергии. От него зависит физический рост, работа мозга и иммунной системы, а также эмоциональное здоровье. И для этого нужно всего-то хорошо выспаться!
  • Питание. Подростки быстро растут. Для роста требуется строительный материал и энергия. Поэтому предоставь своему организму необходимое питание. Обязательно завтракай.
  • Физическая активность. Упражнения помогают укрепить мышцы и кости, иметь хорошую фигуру, повысить выносливость, умственные способности и иммунитет, а также снижают стресс и улучшают настроение. Кроме того, физическая активность доставляет удовольствие, ведь есть так много интересных игр и занятий!

ИТОГ. Достаточный сон, сбалансированное питание и умеренная физическая активность помогут твоему организму слаженно работать. Всё это повысит твою успеваемость в школе!

  1. Поставь перед собой цель. Учеба в школе обретает смысл и становится интереснее, когда ты знаешь, что тебе даст образование. Учиться в школе без цели – всё равно, что бежать дистанцию, у которой нет финишной черты. Цель помогает тебе сосредоточиться на главном и подготовиться к взрослой трудовой жизни.

         Как поставить перед собой цель? Спроси себя: «Как я собираюсь зарабатывать на жизнь?» Это вопрос поможет тебе сделать выбор профессии. При этом подумай, какие у тебя есть способности? Какие у тебя есть варианты? Подходи к вопросу практически. Подумай, имеется ли спрос на  профессию? Обдумай свои возможности.  Поговори с родителями, учителями и зрелыми друзьями. Поищи информацию в Интернете. Цель поможет тебе определиться в жизни и знать, зачем ты учишься.

         Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. С самыми разными людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Не стоит убеждать ребенка, что учителя нужно слушаться и почитать, потому что он фигура сакральная, всегда прав, он умнее, образованнее. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет. 

         Давайте не забывать о том, что мы работаем с душами детей, мы вместе учим и воспитываем их. Сотрудничая, мы можем достичь многого. 

- Душа ребенка – это полная чаша ( <Рисунок 2>).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

Задумайте это качество и лёгким дуновением ветерка пошлите его мне. Родители, называя качество, "помещают” сердечко в чашу. <Рисунок 3>)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

         Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: "Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

         Будьте участниками жизни ребёнка!

         В детском саду на утреннике он ищет глазами вашу улыбку, в школе он с радостью и гордостью сообщает, что мама позвонила учительнице или мама была на собрании! Поверьте, прячут грустные глазки те детки, чьи родители не пришли на собрание. Сколько счастья, что мама помогла нарисовать рисунок или сделать поделку.

         Уважаемые педагоги, приглашайте к сотрудничеству родителей, ни одна мама не упустит возможности полюбоваться свои сыночком или дочуркой на празднике, на открытом уроке, классном часу.

      И если родители будут чувствовать всю важность посещения ими школы, то ребёнок почувствует себя защищённым, не одиноким в мире знаний, при совместной деятельности учителя и родителей, ребёнок растёт и развивается в здоровой микросреде,  он чувствует поддержку и понимание дома и в школе.

Рекомендации:

  1. Проявлять заинтересованность к школьной жизни своего ребёнка.
  2. Принимать участие в школьных мероприятиях: конкурсах, выставках, творческих мастерских.
  3. Сотрудничать с учителем в вопросах воспитания ребёнка и его обучения.

 

 Руководитель: Калиновская Наталья Васильевна

 

свернуть

Главные правила здорового образа жизни

 

Родительский университет

I ступень —«Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I—IV классов

 

Тема: Главные правила здорового образа жизни.

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:  

- способствовать  улучшению взаимоотношений детей и родителей;

-способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

-создать условий для реализации творческих способностей родителей по повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Ход проведения собрания

 

         Вступительное слово  учителя

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным

                                             сделайте его крепким и здоровым». Ж. Ж. Руссо

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

         Что такое «Здоровье»? При подготовке к данному собранию этот вопрос был задан и вашим детям.  (Зачитать несколько высказываний детей)

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:  

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

         Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

         Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

Физминутка

         Оздоровительно-гигиенические

         Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками. Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

         Танцевальные 

         Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. 

         Ритмические    

         Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов. 

         Физкультурно-спортивные   

         Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…

         Двигательно-речевые 

         Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например: 

Пришёл денёк, сел на пенёк, 

День сидел, день глядел. 

На ель залез, совсем исчез. 

         Игровые  

         Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки. 

         Подражательные (имитационные)

         Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д. Занимайтесь вместе с ребенком! Это еще одна возможность общения с ребенком!

         Рассказ о режиме дня  школьников начальных классов, полезных и вредных привычках.

         А сейчас мы проведем  «Блиц – турнир»

         Игровое поле перед вами. Группа, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса.

         Тема 1. Личная гигиена

- Предупреждение заболеваний (профилактика)

- Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье)

- Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает…(давление, вибрацию, тепло, холод, боль.)

 - Гигиена рта включает в себя…(чистку зубов, языка и полоскание ротовой полости)

         Тема 2. Режим учебы и отдыха

- Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это- (режим)

- Невыполнение режима дня приводит к…(к нарушению функций центральной нервной системы)

- Назовите причины переутомления (неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение режима дня)

- Продолжительность сна (зависит от возраста)

         Тема 3. Двигательная активность

- Недостаток движения (гиподинамия)

- Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (деятельность)

- Нерегулироемое сознание действие, сформированное путем многократного повторения (навык)

- В пользу чего еще в 1863 году И.М. Сеченов впервые привел доводы и практические результаты (активного отдыха)

         Решение практических задач « Необходим совет»

1.Алексей перешел в другую школу. В новом классе он сразу подружился с ребятами, оказалось, что у них много общих интересов. Но некоторые ребята курят и настаивают на том, чтобы Алексей тоже курил. Как поступить Алексею.

2.Вы заходите в лифт, а вместе с вами заходит ваш сосед с сигаретой. Ваши действия?

3.Давай покурим, говорит тебе одноклассник. Чего боишься?     Сейчас только младенцы не курят? Ваши действия? (Примеры дать детям).

         Обобщение темы собрания

         Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

 

«Памятка родителям»

Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспита­нии вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бес­смертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы - школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, твор­чески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

  1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является суп­ружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооцен­кой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную лю­бовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
  2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каж­дый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребе­нок должен твердо усвоить этот закон.
  3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобре­тение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Глав­ное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее забо­тах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
  4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность по­пробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
  5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, что­бы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Нау­чите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его вы­полнением.
  6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе об­судим возникшие проблемы.
  7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный кли­мат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуж­даются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормаль­ный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их лич­ность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребен­ка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески спо­собствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше до­верие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответствен­ность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
  8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
  9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в шкале ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
  10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье! «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

 

Решения собрания:

1.Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2.Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

   Но дело, товарищи, в том, что

   Прежде  всего,  мы -  родители,

   А всё остальное -  потом!

3.Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек  самим  и  поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.

 

Руководитель: Калиновская Наталья Васильевна

свернуть

Дети и компьютер

Родительский университет

I ступень — «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся I—IV классов

Тема: Дети и компьютер.

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.

Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Ход родительского собрания

  1. Вступительное слово.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда

отгадаете загадку:

На столе стоит сундук

В сундуке окошко,

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко.

- В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.

         Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности

человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

  1. Положительное или отрицательное влияние компьютера?

Примерные ответы:

Положительное влияние компьютера.

  • Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики.
  • Познавательная мотивация.
  • Выработка усидчивости.
  • Улучшение памяти, внимания.
  • Ориентирование в современных технологиях.
  • Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение

свободного времени.

  • Возможность общения.

Отрицательное влияние компьютера.

  • Большая нагрузка на глаза.
  • Стеснённая поза.
  • Развитие остеохондроза.
  • Компьютерное излучение.
  • Заболевания суставов кистей рук.
  • Психическая нагрузка.
  • Компьютерная зависимость.
  • Нервно-эмоциональное напряжение.
  • Синдром компьютерного стресса.
  • Ребёнок забывает о реальном мире.
  • Замена общения.
  1. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.

         В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой.

Рекомендации родителям

по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка

         Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее: 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

  1. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
  2. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
  3. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  4. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо

обращаться к психологам.

 

Упражнения для снятия напряжения глаз

 

1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.

2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на

счёт 1-6.

3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх

вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз -вправо, затем

посмотреть вдаль на счёт 1-6.

4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в

одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.

5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние

  1. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном. 7.Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.

         Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна ровняться 2 мин.

         Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер – эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

  1. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

         Решение собрания:

  1. Следить за режимом работы на компьютере, соблюдать временные ограничения.
  2. Быть в курсе интересов ребёнка, знать сферу его общения в интернете, программы, которыми пользуется ребёнок, сайты, которые посещает.
  3. Правильно организовывать досуг детей, чтобы они не искали развлечения в компьютере, интернете.

Приложение 1  Анкета для родителей

1.Есть ли у Вас дома компьютер?

2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?

3.Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?

4.Цель использования компьютера ребёнком:

- подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;

- поиск в интернет «внеучебной» информации (музыка, ролики, фильмы и т.д.);

- общение;

- просмотр фильмов;

- чтение книг;

- компьютерные игры

5.Какие игры предпочитает?

а) игры – войны

б) стратегические

в) типа "тетрис"

г) графические

6.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр? ________________________________________________________________

7.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

 

Приложение 2.

Тест "Определение зависимости

от компьютерных игр" А.В. Котлярова.

Утверждение "да" "нет"

- Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости

закончить компьютерную игру.

- Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей,

друзьями.

-Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми.

- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном.

- Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка.

- После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли.

- В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность,

подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.

- При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей,

решает проблемы.

- После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула

- Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее.

- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием.

- Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени.

- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной.

- Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной

действительности, целиком переносясь в мир игры.

- После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки

Глаз.

- Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть.

- Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения

комфортного состояния ребенка.

         Анализ исследования

     За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

 

 

свернуть