Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ЛЮБИЩИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Тема 1: «Воспитание учащихся школьного возраста 15-16 лет в семье и школе»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Психолого-педагогические знания о педагогическом взаимодействии школы и семьи в воспитании учащихся 15-16 лет
1.1. Сущность педагогического взаимодействия школы и семьи в воспитании
1.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Глава II. Взаимодействие современной семьи и школы в воспитании учащихся
2.1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей
Заключение
Введение
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить.
Важное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
В настоящее время школа стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодёжи. Она также располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания.
Школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.
Особенно важно осуществлять взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания подростков, так как на этом этапе получения образования идёт процесс самоопределения, формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные блага, становление активной гражданской позиции. Это наиболее опасное время, когда труднее протекает анатомо-физиологическое развитие, когда ребёнок может быть подвержен любому негативному влиянию, может потерять контакт как с родителями, так и с образовательным учреждением, что способно привести к различным отклонениям в развитии личности.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной мной темы – взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся 15-16 лет.
Целью исследования является установление основных направлений педагогического взаимодействия в воспитании учащихся 15-16 лет.
Объектом выступает взаимодействие семьи и школы в воспитании подростков.
Предметом исследования являются способы педагогического взаимодействия семьи и школы в воспитании подростков.
Задачи исследования:
Методы исследования:
а) метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
б) метод индукции;
в) метод классификации;
г) метод сравнения.
Глава I. Психолого-педагогические знания о педагогическом взаимодействии школы и семьи в воспитании учащихся.
1.1. Сущность педагогического взаимодействия школы и семьи в воспитании.
При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единственного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изменяются в различные периоды жизни человека: так, например, в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения. Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотрудничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять и дополнять их воспитательную деятельность.
Таким образом, педагогическое воздействие на воспитание учеников в семье происходит за счёт оказания школой помощи родителям. Как образовательное учреждение школа играет важную роль в проводимой воспитательной работе, так как на неё возлагаются основные задачи по формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, и это доказывает необходимость совместной работы между школой и семьёй.
Школа определяет направление семейного воспитания, осуществляет контроль над ним, просвещает родителей педагогически, тем самым развивая их воспитательный потенциал. Обе стороны должны приложить максимум усилий к обеспечению благотворного влияния на ребёнка, чтобы избежать разного рода отклонений в его развитии.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным лишь тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Так же, как и учителя, каждые отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания учителя, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его особенностей, развитии способностей, преодолении негативных стремлений и проявлений в поведении, формировании ценностных жизненных ориентиров.
1.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей как форма взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
Просвещение родителей является способом взаимодействия семьи и школы, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса. С помощью просвещения работники школы готовят из родителей «коллег», способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.
Просвещение – это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации. Задачей организаторов просвещения является подбор актуальной информации, а правом слушателей – решение, что с этой информацией делать, поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей, а не читать им лекции. Именно с этой целью и существует предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.
Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, медицинским и т.д.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребёнка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего это – обмен педагогическим опытом. Также необходимо отметить, что педагогическое просвещение обусловлено зависимостью от возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. Ещё одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей, поэтому, если школа заинтересована в семье как в компетентном партнёре, именно педагогическое просвещение родителей является самым лучшим способом повысить их педагогическую компетентность.
В отличие от информирования просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов: в данном случае участники более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя, и это обязанность школы, то заниматься просвещением – это право: не в каждой школе это делается, и не все родители в нем нуждаются.
Просвещение, в отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с родителями. Соответственно, необходимо обращать внимание на такой аспект, как формирование учительского сообщества, задействованного в просветительской деятельности. Это сообщество должно выработать общую концепцию психолого-педагогического просвещения.
Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком.
Основные принципы педагогического просвещения родителей:
1) принцип гуманистических взаимоотношений учитель-родитель и родитель-ученик: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, творческих началах;
2) принцип учёта индивидуальных особенностей субъектов для организации просвещения по определённым группам проблем: таким образом осуществляется повышение актуальности педагогического просвещения в глазах участников;
3) принцип сообразности просвещения всему периоду обучения ребёнка: оно должно носить не просто актуальный, а опережающий характер ввиду негативных явлений, характерных для современного общества;
4) принцип дифференциации родителей: индивидуального темп продвижения слушателей в освоении учебного материала;
5) принцип сочетания репродуктивного и творческого начал: как уже отмечалось выше, главная задача педагога – помочь родителю сотворить свою концепцию семейного воспитания, анализируя свою ситуацию и индивидуальные особенности ребёнка, а не заучить уже добытые кем-то знания;
6) принцип совместной работы педагогического коллектива в просвещении: работа с родителями может послужить средством объединения разных учительских сообществ, а также средством развития самого коллектива.
В самом общем виде целью педагогического просвещения или обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Родительская позиция – это реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка и выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним.
Оптимальная родительская позиция должна быть:
Глава II. Взаимодействие современной семьи и школы в воспитании учащихся 15-16 лет.
2.1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Как и любое обучение психолого-педагогическое просвещение целесообразно проводить путём проектирования образовательной программы.
Построение такой программы начинается с анализа ситуации: компетентность родителей выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса: анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить слабые места, требующие совместной работы. Причём здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей.
Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики:
При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:
Далее следует составление программы психолого-педагогического просвещения родителей, которая, как и всякая образовательная программа, должна иметь определенные показатели результативности. На основании диагностики определяется типология родителей, которая, во-первых, важна для характеристики образовательного пространства школы: насколько общий уровень педагогической культуры родителей может способствовать развитию детей в процессе их жизнедеятельности. Во-вторых, для дифференциации взрослых при проектировании содержания просвещения и форм его проведения. В-третьих, для выявления наиболее активных родителей, которые могут стать помощниками школы в организации просвещения. Типология родителей определяется по двум показателям: уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия с детьми.
На основе данных диагностики составляется содержание программы просвещения. В нём отражается тематика занятий, характеристика участников и ведущих, определяется ресурсная база и способы отслеживания результативности.
Немаловажное значение отводится и выбору форм психолого-педагогического просвещения. На этом этапе следует ориентироваться на два фактора: соответствие выбранной формы «духу времени» и содержанию.
В настоящее время всё больший интерес вызывают такие формы самообразования, как исследовательско-проектные, когда участники не просто «впитывают» определённые знания, но и в процессе общения (обсуждения) конструируют новую модель (действий, отношений и т.д.). Особенно популярными сегодня (с подачи телевидения) стали различные ток-шоу, построенные на реальных жизненных историях, развивая которые, участники с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. В процессе обсуждения участники получают массу полезной информации не только от специалистов, но и друг от друга.
Говоря о соответствии формы и содержания, важно обратить внимание на то, что, в силу занятости родителей, иногда более эффективно представить актуальную информацию в письменном виде (памятки, листовки), чем проводить специальную лекцию, которую посетит незначительная часть родителей. Порой именно такая форма просвещения стимулирует участие родителей в дальнейших мероприятиях.
Наиболее часто используемые формы организации психолого-педагогического просвещения родителей:
Школьные родительские собрания проводятся по параллелям один раз в год. На них обсуждаются вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и итогами работы школы.
Классные родительские собрания проводятся один раз в месяц, при этом лучше, если день для каждой параллели заранее определён. На них обсуждаются задачи и планирование учебно-воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, рассматриваются актуальные педагогические проблемы. Для успешного проведения родительского собрания, установления доброжелательного климата на нём классным руководителям рекомендуется учитывать следующие правила проведения родительских собраний:
Можно рекомендовать, например, следующую тематику родительских собраний в старших классах:
14-15 лет
Классный руководитель определяет тему собрания посредством анализа воспитательной работы в классе, анкетированием или опросом. Желательно использовать при проведении родительских собраний интерактивные формы работы: дискуссии, ролевые игры, защиту мини-проектов и др.
Лекции – одна из самых распространённых форм организации педагогического просвещения, но лишь 22% родителей находят её эффективной. Данная форма хороша на начальном этапе как вводная часть, как способ привлечения внимания слушателей либо как заключение той или иной темы, с выводами и обобщением. Необходимо тщательно выбирать лекторов, так как иногда скучное (монотонное или наукообразное изложение на языке, непонятном родителям) отталкивает даже тех слушателей, которые явно стремились пополнить свои знания.
Семинары предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В основе лежит не навязывание «правильной» позиции родителям, а рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу.
Главным достоинством такой формы является развитие коммуникативных навыков у пассивной части родителей, сближение позиций педагогов (администрации школы) и родителей. Сложность в организации семинаров с родителями заключается в том, что от педагогического коллектива (если на семинаре присутствует не один педагог или не тот педагог, который работает с классом) требуется высокий уровень профессиональной согласованности и такой стиль общения, который не «задавит» родителей своей авторитарностью.
Эта форма предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем, является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникающей ситуации.
Примеры вопросов на обсуждение:
Обсуждение должно быть сосредоточено на выявлении, какое поведение в данной ситуации может быть оптимальным для всех участников и почему. Во время практикума учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания (предлагают ли они наказывать детей или прощать, намерены ли обратиться к посторонним или попытаются решать проблему самостоятельно?). Иными словами, подобная форма работы с родителями служит хорошим вариантом диагностики уровня их педагогической компетентности. Кроме того, коллективное обсуждение возможных затруднений и согласование позиций может позитивно сказаться и на взаимоотношениях родителей между собой: при возникновении конфликтов среди одноклассников родители будут представлять себе, что стоит за тем или иным поведением друзей их ребёнка; как относится семья к тому или иному поступку ребёнка; с каким родителем можно решить вопрос мирно, а с какой лучше не вступать в конфликт.
Педагогический практикум позволяет в мягкой форме обсуждать те или иные конфликтные ситуации, которые возникают (или могут возникнуть) в школе. Не секрет, что, не найдя понимания у администрации, некоторые родители обращаются в вышестоящие инстанции с жалобами на руководство школы. Однако подобных эксцессов можно избежать, если вовремя отработать оптимальную модель взаимодействия, «разыграть» те или иные варианты действий и проанализировать их последствия. Педагогический практикум позволяет рассматривать ситуацию с разных сторон – не только с педагогической, но и с юридической, выявлять пробелы в правовых знаниях родителей или учителей. Это послужит основой для построения образовательной программы для правового просвещения родителей.
Дискуссия – это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье, как-то: спор, определение позитивных точек зрения на поставленный вопрос.
При обсуждении тем, касающихся и родителей и школьников, целесообразно приглашать на такие диспуты и детей – их мнение часто бывает достаточно компетентным (молодёжная мода, проблемы наркомании, выбор профессии). Несмотря на кажущуюся простоту данной формы, её использование чревато рождением конфликтов, так как не все участники дискуссии способны к этичному изложению своей позиции. В этом-то и заключено определённое противоречие: с одной стороны, тема диспута должна быть явно дискуссионной, а с другой – столкновение позиций в принципиальных вопросах способно не сблизить стороны, а, напротив, разобщить их.
При выборе темы диспута лучше брать за основу проблемы глобального характера (например, переход на 12-летнее обучение или обсуждение региональной программы развития образования), тогда разногласия не будут носить личностный оттенок.
Главное отличие диспута от семинара в том, что результатом обсуждения на семинаре должны быть какие-то конструктивные предложения, приобретенные умения, детальное проектирование той или иной деятельности, в то время как диспут ориентирован прежде всего на выявление позиций по тому или иному вопросу, на «включение» процесса рефлексии.
Конференция (научно-практическая, теоретическая, читательская, пресс-конференция и т.д.) – это не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, но и метод объединения активных родительских сил, которые школа может умело направить в нужное русло.
Тематика конференций выбирается не только в соответствии с потребностями родителей, но и соотносится с интересами социальных партнёров школы, которым, возможно, необходимо более детальное знакомство и информирование родителей своего микрорайона. Проблемы преступности, наркомании, дополнительного образования, избирательных кампаний и благотворительности – всё это может стать актуальным для совместного обсуждения заинтересованных сторон.
Конференции требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей и других специалистов. Хорошо, если к моменту проведения конференции образовательное учреждение сможет выпустить какие-либо печатные информационные материалы или подготовить соответствующее оформление школы. Как и любое публичное мероприятие, конференцию нужно использовать для выражения слов благодарности всем, кто принимал участие в её подготовке и проведении: от родителей до уборщиц. Излишним будет напомнить, что на мероприятиях такого масштаба присутствие директора школы обязательно.
День открытых дверей класса можно проводить один раз в четверть. В этот день на уроки и внеклассные занятия приглашаются родители. Они могут посетить любой урок, посмотреть, как работает их ребёнок, сравнить его с другими учащимися класса. После уроков с родителями ведётся разговор о работе класса в целом и о воспитанности отдельных учеников.
День открытых дверей школы рекомендуется проводить два раза в год. В программе дня могут быть: открытые уроки во всех классах, семейные праздники, конкурсы, консультации со школьным психологом, медицинским работником. Для дня открытых дверей определяется тема и ведётся большая подготовительная работа.
Большое внимание необходимо уделить и отслеживанию результативности образовательной программы психолого-педагогического просвещения. Для успешной реализации разработанной стратегии развития образовательного учреждения необходимо подвергать регулярному анализу полученные результаты и, что особенно важно, обязательно знакомить с этими данными педагогический коллектив. Возможно, если педагогам напоминать о том, что родители не всегда компетентны в вопросах образования и воспитания, учителя будут более терпимы к их промахам.
Уровень достижений отслеживается и фиксируется педагогом (или ведущим занятия) по определённым ранее показателям дважды: в начале и в конце учебного курса. Обработанная информация доводится до сведения участников с разъяснением и конкретными рекомендациями.
Вполне естественно, что любая программа требует наличия определённой ресурсной базы. В настоящее время сложно найти специалиста, не только хорошо знакомого с детской психологией, но и умеющего передать эти знания взрослым людям, имеющим свое мировоззрение и сложившееся отношение к воспитанию детей. Поэтому руководителю школы необходимо обратить особое внимание на эту проблему, иначе найти общий язык с родителями будет очень сложно. Не всегда психолого-педагогическое просвещение должно осуществляться классным руководителем – из-за возможных разногласий с родителями своего класса оно не будет продуктивным, и может возникнуть обратный эффект. При возникновении конфликтных ситуаций или напряжённых отношений с педагогом (классным руководителем, воспитателем) целесообразнее привлечь для этой деятельности стороннего, «нейтрального» человека, который сумеет аргументировано и профессионально помочь взаимопониманию обеих сторон. В тех образовательных учреждениях, где работает школьный психолог, эту миссию можно поручить именно ему. Кроме того, к просвещению общественности можно привлечь специалистов, дети которых также учатся в данной школе – это существенно снизит затратную часть и будет способствовать вовлечению родителей в жизнь школы.
Заключение
В работе рассматривались сущность, условия и формы педагогического взаимодействия семьи и школы, его роль в воспитании подростков, а также способы правильной организации такого взаимодействия и приёмы, которые можно при нём использовать.
Исследование позволяет прийти к следующему главному выводу – объединение усилий педагогического коллектива и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
Раскрыв сущность педагогического взаимодействия семьи и школы, мы пришли к выводу, что этим двум социальным институтам необходима совместная работа для формирования всесторонне развитой гармоничной личности ребёнка. В отличие от социальных институтов семья воздействует на детей каждодневно, поэтому располагает, почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств, таким образом, без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. Но одновременно с этим нельзя забывать, что школа способствует раскрытию воспитательного потенциала родителей, которые должны консультироваться со специалистами в области педагогики и психологии для высокого качества воспитания, в особенности во время учёбы в старших классах, когда происходит самоопределение и самореализация личности подростков.
Характеристика способов педагогического взаимодействия учителей с семьёй подростка позволила нам доказать, что оно может проходить в разнообразных формах, у каждой из которых есть свои преимущества и свои недостатки, а также каждая из которых выбирается в зависимости от сложившейся ситуации, поставленных задач и целей.
Возможности педагогического коллектива в психолого-педагогическом просвещении родителей обширны, и для способствования формированию полноценной личности подростков участники воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения должны бросить все силы на оказание помощи родителям в воспитании детей. Процесс психолого-педагогического просвещения должен охватывать обе стороны, чтобы каждый из его участников осознавал, для чего это делается. Показателем успешности в этом случае будет являться умение учителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Важна профессиональная подготовка педагога, обладающего высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, способного к функциональной адаптации в сфере взаимодействия и взаимопонимания с родителями учащихся, готового самостоятельно проектировать и реализовывать программу такого взаимодействия