Выпускнику

Итоговая аттестация учащихся учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь в 2023/2024 учебном году

IX класс

 

В 2023/2024 учебном году проводятся выпускные экзамены по четырём учебным предметам: 

  • "Белорусский язык" – изложение в письменной форме;
  • "Русский язык" – изложение в письменной форме;
  • "Математика" – контрольная работа в письменной форме;
  • "История Беларуси" – по билетам в устной форме.

 

Экзамены пройдут в срок с 1 по 10 июня 2024 года. По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X классе, изучая в нашей школе все предметы на базовом уровне и параллельно с обучением освоить рабочую профессию ("Швея" ). Также выпускники IX класса могут пойти в колледж для получения профессионально-технического или среднего специального образования, поступить в лицей или кадетское училище.  

 

XI класс

В 2023/2024 учебном году проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:

  •  27 мая 2024  - профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося):

математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский)

  •  30 мая 2024  - "Русский язык" или "Белорусский язык" (по выбору учащегося)

 

Централизованный экзамен (ЦЭ) - это обязательный выпускной экзамен в 11 классе, результаты которого в год окончания школы необходимы для поступления в ВУЗ. Проводится в виде письменного теста.

 

При поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. 

Пример: если выпускник поступает на биологический факультет, то в мае сдаёт ЦЭ по одному из профильных предметов (биология, химия) и ЦЭ по государственному языку, в июне/июле - ЦТ по второму профильному предмету. Последовательность сдачи профильных предметов устанавливается самим выпускником и не зависит от того, является ли предмет первым профильным при поступлении в ВУЗ или вторым (разница только в количестве времени на подготовку). 

--->  Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»

--->  ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 августа 2023 г. № 263 О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

Телефоны горячей линии во время экзаменов

В период проведения выпускных экзаменов работают телефоны «Горячей линии»

--> отдел по образованию Ивацевичского райисполкома - 9-00-39

--> директор школы- 32-7-38

--> заместитель директора школы- 32-2-80

 

свернуть

Экзамены 2024

Расклад выпускных экзаменаў

па завяршэнні навучання і выхавання

на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі

ў 2023/2024 навучальным годзе

 

IX клас

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену

Кабінет

1 чэрвеня

9.00

гісторыя Беларусі

у вуснай форме

21

3 чэрвеня

9.00

руская мова

у пісьмовай форме (пераказ)

21

5 чэрвеня

9.00

матэматыка

 

кантрольная работа

21

7 чэрвеня

9.00

беларуская мова

 

у пісьмовай форме (пераказ)

21

 

Расклад

выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання

па адукацыйнай праграме спецыяльнай адукацыі

на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для асоб

з інтелектуальнай недастатковасцю

ў 2023/2024 навучальным годзе

 

IX клас

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену

Кабінет

4 чэрвеня

9.00

працоўнае навучанне

у вуснай форме

па апрацоўцы метала

 

Састаў экзаменацыйных камісій

для прыёму выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання

на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі

ў 2023/2024 навучальным годзе

 

Дата

Клас

Вучэбны прадмет

Састаў экзаменацыйнай камісіі

Пасада

Спецыяльнасць

Катэгорыя

П.І.І.

1 чэрвеня

IX

гісторыя Беларусі

старшыня

Лукашэвіч А.А.

дырэктар

матэматыка, фізіка

вышэйшая

члены камісіі:

Снітко І.Л.

настаўнік

гісторыя

першая

Снітко Л.В.

настаўнік

геаграфія

першая

3 чэрвеня

IX

руская мова

старшыня

Новік А.В.

намеснік дырэктара

англійская мова, інфарматыка

першая

члены камісіі:

Папяляева Л.У.

настаўнік

руская мова і літаратура

першая

Каліноўская Н.В.

настаўнік

пачатковыя класы

вышэйшая

5 чэрвеня

IX

матэматыка

старшыня

Лукашэвіч А.А.

дырэктар

матэматыка, фізіка

вышэйшая

члены камісіі:

Федарук С.В.

настаўнік

матэматыка, інфарматыка

першая

Жытко С.Ф.

настаўнік

фізіка, матэматыка

першая

7 чэрвеня

IX

беларуская мова

старшыня

Новік А.В.

намеснік дырэктара

англійская мова, інфарматыка

першая

члены камісіі:

Харытановіч В.В.

настаўнік

беларуская мова і літаратура

першая

Папяляева Л.У.

настаўнік

руская мова і літаратура

першая

 

 

Састаў экзаменацыйных камісій

для прыёму выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання

па адукацыйнай праграме спецыяльнай адукацыі

на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для асоб з інтелектуальнай недастатковасцю

ў 2023/2024 навучальным годзе

 

П.І.І.

Дата

Клас

Вучэбны прадмет

Састаў экзаменацыйнай камісіі

Пасада

Спецыяльнасць

Катэгорыя

П.І.І.

4 чэрвеня

IX

працоўнае навучанне

старшыня

Новік А.В.

намеснік дырэктара

англійская мова і інфарматыка

першая

члены камісіі:

Куіс А.М.

настаўнік

працоўнае навучанне

першая

Фядосік В.Д.

настаўнік

практычная псіхалогія і тэхналогія

першая

 

 

 

 

свернуть

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

 

  • ЦЭ проводится в мае 

В 2023/2024 учебном году централизованные экзамены пройдут 27 и 30 мая. Первым состоится экзамен по профильным учебным предметам, затем - экзамен по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык". 

·        В год окончания школы результаты ЦЭ необходимы для поступления в ВУЗ

Это связано с тем, что в год окончания школы выпускники имеют право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ им в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты уже имеют выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдавать по всем предметам ЦТ. 

·        Регистрация на ЦЭ

Регистрация на ЦЭ проходит в апреле (в 2023 году процедура прошла в срок с 1 по 20 апреля). Регистрирует учащихся и в дальнейшем выдаёт пропуски комиссия, созданная в учреждении образования. Выбор учебного предмета для сдачи экзамена не зависит от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в ВУЗ или вторым. После регистрации изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов невозможно. 

·        Почему этап регистрации на ЦЭ важен?

Если выпускник планирует в год окончания школы поступить в ВУЗ, то регистрация на ЦЭ является этапом, на котором необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения, т.к. изменить его в период вступительной кампании уже не получится. Пример: учащийся XI класса зарегистрировался на ЦЭ по русскому языку и ЦЭ по иностранному языку. Теперь, выбирая предмет для сдачи ЦТ, он должен ориентироваться только на те специальности в ВУЗах, при поступлении на которые требуется сдавать иностранный язык. Поступить на инженера или психолога в этом году он уже не сможет, т.к. там для поступления требуются другие предметы. 

 

   

Если вы ещё не определились с профилем обучения, не можете выбрать специальность, не знаете, в каком ВУЗе Беларуси можно получить интересующую вас специальность, сомневаетесь, хватит ли для поступления суммы баллов, которые вы планируете набрать на ЦЭ/ЦТ, изучите информацию на сайте КудаПоступать.by

·        Экзамен проводится в форме ЦТ

ЦЭ, как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). В 2023 году вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах не было, все задания соответствовали базовому уровню школьной учебной программы. Вопрос включения вопросов пятого уровня сложности в тесты 2024 года в данный момент обсуждается. Следите за информацией на нашем сайте. 

·        Министерство образования ежегодно утверждает спецификации по каждому предмету

Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописываются в спецификациях, которые ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. 

·        Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме ЦЭ?

Нет, для получения аттестата об общем среднем образовании необходимо сдать только два централизованных экзамена. Однако обращаем внимание, что 16 апреля 2024 года будет проведена республиканская контрольная работа по истории Беларуси для учащихся XI класса. Участие в РКР обязательно. 

·        Все выпускники Ивацевичского района сдают ЦЭ на базе одного учреждения 

Централизованный экзамен для выпускников учреждений общего среднего образования Ивацевичского района проходит на базе УО "Ивацевичский государственный аграрный колледж". Доставка учащихся на ЦЭ организовывается учреждениями образования.

 

 

·        Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?

Нет, доставка на экзамен проходит централизованно. Учащиеся XI класса собираются в школе и после поддерживающего завтрака отправляются в сопровождении педагогического работника к месту проведения ЦЭ. 

·        Какой документ вместо паспорта можно предъявить на ЦЭ?

При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, либо ID-карта, либо специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.

·        К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

·        Результаты ЦЭ можно узнать на сайте РИКЗ или оперативно получить по SMS-запросу 

Результаты ЦЭ в течение 10 рабочих дней бесплатно размещаются на сайте РИКЗ в личных кабинетах абитуриентов, а также в разделе "ЦЭ > Результаты ЦЭ" (доступны при указании серии и номера паспорта, учебного предмета и номера бланка). Узнать свои баллы раньше, чем они появятся на сайте, можно по SMS-запросуДля двух экзаменов – один запрос стоимостью 2,5 бел. руб. (на 2023 год). 

·        От результатов ЦЭ зависит итоговая отметка в аттестате 

Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, становится итоговой отметкой учащегося, которую выставляют в аттестат. Шкала перевода результатов ЦЭ-2024 в 10-балльную отметку будет опубликована на нашем сайте после официального утверждения. 

·        В случае, если учащийся получит на ЦЭ 0 баллов, будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, составит от 3 баллов и выше.

·        Сертификаты ЦЭ вручаются во время выпускного вечера

Сертификаты ЦЭ вместе с аттестатами торжественно вручаются выпускникам во время выпускного вечера. Сертификаты действительны в течение двух лет.

·        Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

В 2023/2024 учебном году установлено два резервных этапа: в июле (в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни); 19 и 21 августа. После сдачи ЦЭ в резервные дни учащиеся в индивидуальном порядке получат аттестаты. Учащиеся, которые примут участие в первом резервном этапе, смогут поучаствовать во вступительной кампании в колледжи и ВУЗы. 

·        Учащиеся, которые нарушат правила проведения ЦЭ, теряют возможность поступить в ВУЗ в год окончания школы 

Учащиеся, удалённые с экзамена за нарушение правил его проведения, сдают ЦЭ в августе, когда вступительная кампания в ВУЗы уже завершена. Следовательно, данные учащиеся не смогут поступить в ВУЗ в год окончания школы.  

·        Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ

Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады). 

·        Кто ещё может быть освобождён от ЦЭ?

Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показателям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и, соответственно, поступить в ВУЗ.  

·        В чём преимущества ЦЭ? 

– уменьшение нагрузки на учащихся, в первую очередь на тех, кто поступает в ВУЗ:

до 2023 года выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Введение ЦЭ значительно уменьшило нагрузку на учащихся, которым теперь для поступления в ВУЗ достаточно сдать только два ЦЭ и одно ЦТ.

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения).

 

свернуть

ШКАЛА перевода результатов ЦЭ

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

 

51-61

 

62-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

 

свернуть

Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования

Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении  обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы  базового образования
свернуть

Порядок участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся

Категория выпускников XI классов

Варианты прохождения итоговой аттестации

Варианты участие во вступительной кампании в УВО

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам

Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету)

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на группы специальностей «Математические науки и информатика», «Физические науки» и профиль образования «Техника и технологии» победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по информатике и астрономии

– участие в 3-х ЦТ и поступление на любую  специальность

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам

Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету)

– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе;

– участие в 3-х ЦТ и поступление на любую специальность

Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

 

Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании)

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности;

– зачисление без вступительных испытаний при поступлении в УВО, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»;

– участие в 2-х ЦТ

Победители (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании)

– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии;

– выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе;

– прохождение ЦТ по 2-м предметам

Победители (дипломы I, II, III степени) заключительного и третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Участие в ЦЭ по 2-м предметам (в аттестат выставляется средняя арифметическая между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ)

– участие в ЦТ по 1-му предмету и зачисление по конкурсу на выбранную специальность и льготы, предусмотренные выше остаются

Учащиеся, обучающиеся на дому в 2023 году

Освобождение от 2-х ЦЭ (годовая отметка в аттестат об общем среднем образовании)

– участие в ЦТ в 2023 году не предусмотрено

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

Учащиеся с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам

– внутренние испытания в учреждениях высшего образования

Учащиеся, содержащиеся под стражей, учащиеся, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД

Участие в ЦЭ по 2-м предметам

или

Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам

– участие в ЦТ по 1-му предмету

 

– участие в ЦТ по 3-м предметам

свернуть

Полезные ссылки

свернуть

Рекомендации учащимся «Выбор будущей профессии»

1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.

7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

 

http://rcpom.edu.by  сайт Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи.

На сайте размещена информация об услугах, которые оказывает центр. Ученикам и родителям выпускников будет полезна информация о рейтинге специальностей вузов и ссузов и величине проходных баллов на определенные специальности в минувшем году.

 

http://www.rchp.bsu.by/ – сайт Республиканского центра проблем человека БГУ.

На сайте размещена информация об уникальной системе психофизиологического прогноза профессиональной пригодности – системе компьютерного тестирования «ПсихоЭгроТест» по определению основных природных возможностей человека.

 

www.imo.bsu.by/cou - сайт непрерывного образования БГУ.

Интерес представляет информация о программах подготовки к поступлению в вуз – подготовительных курсах, репетиционном тестировании и профтестировании «Ты в профессии».

 

www.proforientator.ru – сайт разработчиков теста «Профориентатор» (лаборатории «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова).

На сайте даются рекомендации по успешному выбору профессии, приводится рейтинг самых доходных специальностей и обзор перспектив развития рынка труда.

 

www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.

На сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, а также оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

 

http://www.kudapostupat.by - информационно-справочный ресурс для абитуриентов. ВУЗы и ССУЗы Беларуси, специальности и квалификация, централизованное тестирование, удобная система поиска.

свернуть

Выбор профессии

Выбор профессии

 

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

свернуть